Цели и задачи проекта: Изучение традиций народного творчества. Сохранение художественного наследия карельского народа, важной составной части его культуры. Изучить особенности карельской вышивки.
Карелия – подлинная сокровищница народной художественной культуры прошлого.
Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства карел были вышивка, узорное ткачество,вязание.
Условия натурального хозяйства заставляли крестьянина создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками.
Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы.
Все предметы каждодневного быта - большие и малые, главные и второстепенные - становились объектом труда и творчества, и любой из них мог стать произведением искусства.
Бытовое орнаментальное искусство отражало духовную культуру, эстетические воззрения его творцов. Своеобразным художественным языком оно воспевало радость труда и созидание, мечты о счастье и красоте. Природа северного края была тем постоянным источником, который вдохновлял народных умельцев на различные темы и формы искусства. Она предоставляла им и необходимый для этого материал. Вышивка была издавна едва ли не основной формой народного декоративного творчества карельских женщин. Искусство вышивания развивалось в двух экономических формах: в виде домашней промышленности и ремесел. В частности, вышивальное ремесло было связанно с рынками сбыта и получило наиболее благоприятные условия для своего развития в местностях, тяготевших к торговым трактам и крестьянским ярмаркам.
В XIX – и начале XX века искусство вышивания в основном было домашним занятием, так как вышитые изделия использовались для нужд самой семьи. Вышитым узором карелки украшали одежду: женские рубахи, головные уборы – сороки, повойники, кокошники, а также полотенца, подзоры к кроватям и т.д. Карельская народная вышивка разнообразна. В зависимости от материала она разделялась на вышивку шелковыми и хлопчатобумажными нитками, золотошвейное и жемчужное шитье. Каждой из них присущи определенные виды техники, свои сюжеты, стилистические сюжеты. Орнаментальные узоры карельских вышивок состояли из геометрических фигур, изображений растительного и животного мира, человеческих фигур, что характерно и для многих других народов. Есть в вышивке и изображения фантастических птиц – животных. Среди них видное место занимает мотив двухголовой птицы – коня с туловищем, имеющим сходство с древней ладьей.
Главные особенности художественно выполненной вышивки крестом и гладью- гармоничность сочетания тонов, красота узоров и совершенство пропорций. Наши прабабушки не мыслили себя без этого полезного занятия. Во многих семьях до сих пор бережно хранятся великолепные узоры, вышитые их умелыми руками.
Техника выполнения карельской вышивки. Какие же характерные черты свойственны традиционной карельской вышивке? В первую очередь, многообразие растительной и геометрической орнаментики, как основных элементов композиций, выполнявшихся древними приемами техники. Орнамент выполнялся на разряженном фоне льняного холста, напоминающего канву. Его предварительно ткали на ткацком станке. Толстой металлической иглой с обломанным концом сдвигали нити холста симметрично по горизонтали и вертикали и обметывали сетку. Затем белыми хлопчатобумажными нитками настилали различные узоры: зооморфные, растительные, геометрические и другие.
В совершенстве владели карельские мастерицы золотошвейным и жемчужным мастерством. Как очень дорогостоящие и высоко ценимые рукоделия, эти оригинальные виды вышивок имели характер ремесленного производства. Жемчугом шили особо праздничные девичьи головные уборы – венцы. Умение нанизывать жемчужины требовало кропотливого труда и большего художественного мастерства. Вышивальщица заранее готовила рисунок. Затем просверлив в каждой жемчужине отверстие, нанизывала их на шнур, волос или металлическую нить и выкладывала жемчужные нити по подготовленному рисунку. Орнамент из жемчуга, состоявший из розеток, стилизованных водоплавающих птиц и растений, покрывал всю поверхность головного убора, как бы подчёркивая особую его значимость и торжественность.
Автор проекта: Дембицкая Татьяна Николаевна, ученица 11 класса Паданской СОШ.
Научные руководители: Левкоева Галина Ивановна,учитель обслуживающего труда. Григорьева Валерия Евгеньевна,учитель карельского языка.