«Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их.» Л.Н.Толстой
Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями. К.Д.Ушинский
Нравственность- внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (из словаря С.И.Ожогова)
«Когда я представляю Наташу Ростову,- пишет десятиклассница,- я вижу её голос,- и сама испытываю радостное чувство. Хочется улыбаться людям, сделать для них что-нибудь хорошее.»
Кто мы? Куда идем? Нравственность Зачем мы? на уроках литературы Эвристический и художественный метод обучения
«Замирает сердце от того, что сделал Раскольников. Вид крови (так ярко всё описано) вызывает содрогание. Растём протест против убийства. Нельзя поднимать руку на человека. Нельзя! Это чудовищно. И никто нас в этом не убеждает так, как Ф. Достоевский.»
«Совесть- мерило нравственности.» План: 1. Что такое совесть и какую роль она играет в совершенствовании человека? 2. В чём проявляется совесть? 3. Каковы пути формирования совести? «Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство стыда.»
Сколь неизбежна власть твоя, Гроза преступников, невинных утешитель, О Совесть, наших дел закон, свидетель и судья. В.Жуковский
Человек должен задумываться над нравственным смыслом своих поступков и вообще над вопросом дозволенности и недозволенности.
Проблемная беседа по повести В. Быкова «Сотников» - опасность бездуховности - терпимость к мировоззренческой незрелости - необходимость жить по высоким требованиям законам нравственности: законом совести, долга, человечности.
Почему в одних и тех же сокрушающее бесчеловечных обстоятельствах фашистского плена Сотников погибает как герой и остается в благодарной памяти людей, а Рыбак соглашается стать полицаем, порывает с Родиной и народом своим?
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор.» Темы для выступлений учащихся: 1. Матрена в восприятии Рассказчика. 2. Прошлое героини. 3. После смерти. Проблема: Каков диапазон идейно– художественных исканий Солженицына в рассказе.
-Каким быть? -Что такое человеческое достоинство? -Насколько сознание, советь человека зависит от эпохи, в котором он живет, и можно ли противопостоять самому Времени?
Совесть, Благородство и Достоинство… Вот оно Святое наше воинство. Б. Окуджава
Осудите сначала себя самого, Научитесь искусству такому. А уж после судите врага своего И соседа по шару земному. Научитесь сначала себе самому Не прощать ни единой промашки, А уж после кричите врагу своему, Что он враг и грехи его тяжки. Ни в другом, а в себе побеждайте врага, А когда преуспеете в этом, Не придется уж больше валять дурака- Вот и станете вы человеком. Б. Окуджава.
«Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их.» Л.Н.Толстой
Выражение «Золотой век», «Серебряный век» восходят к античной литературе. Философ Гесиод полагал, что жизнь человеческая начинается «золотым», а кончается «железным веком».Применительно к поэзии принято именовать пушкинскую эпоху «Золотым веком русской поэзии». Литературная гостиная собрала учащихся, которым интересно это время, которым хочется побольше узнать о поэтах, творивших в это время. Это учащиеся 8-а, 9-б классов.
«Золотой век» русской поэзии связан с творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Пытаюсь объяснить собравшимся в литературной гостиной, какую роль сыграл А.С.Пушкин. Привожу слова Н.В.Гоголя: «Пушкин был для всех поэтов, ему современных точно сброшенный с неба поэтический огонь, от которого как свечки, зажглись другие самоцветные поэты. Вокруг него образовалось их целое созвездие.» Для меня главное, чтобы у уч-ся был прежде всего интерес ко всему, о чем здесь идет речь.
Серебряный век вписывается в начало ХХ столетия. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым. Многие литераторы считают, что все закончилась в 1917г., с началом гражданской войны. Но в 20-е годы еще продолжалась инерция, ибо такая могучая волна поэтического творчества сразу не могла остановится. Серебряный век мог оборваться (утверждают другие) и после выстрела, сразившего Николая Гумилева. Это необыкновенный период русской поэзии. В нем творили такие поэты: Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Николай Гумилев и др. Это были поэты, которые не приняли революцию.
Этот курс, помогает уч-ся познакомиться с периодом в курсе русской литературы мало известным в курсе русской литературы, кроме этого он поможет тем, кому интересен мир литературы, поможет также сориентироваться в мире книг и ответить себе на вопрос «Что читать?» Для восьмиклассников они прочитали стихи поэтов этого периода, сообщили кратко биографию поэтов. Таким образом, был переброшен мостик между временами:»Золотым»веком и «Серебряным», а также необходимо было заинтересовать 8-е классы для изучения курса «Дух эпохи».
Изучение темы «Серебряный век русской поэзии»найдет свое продолжение в старших классах. Учащиеся учатся понимать, что эти поэты любили свое Отечество, независимо от того, как они относились к тому строю, в эпоху которого они жили. А главное, учащиеся должны задуматься, помнят ли они свои корни, знают ли историю, традиции своего народа.
Рядом с устремленным Пушкиным были разные поэты. И все они влияли друг на друга. Их объединяло одно: общность интересов к главным проблемам времени, постоянная тревога о судьбах народа и Отечества. Поэты золотого века русской поэзии были близки друг к другу по своим Литературным взглядам
«Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их.» Л.Н.Толстой