МАТЕРИАЛЫ К КЛАССНОМУ ЧАСУ « Как правильно готовиться к экзамену и успешно сдать его» Кл. руководитель 9Б класса С.Б. Попова ВОРОНЕЖ 2010 МАТЕРИАЛЫ К КЛАССНОМУ ЧАСУ « Как правильно готовиться к экзамену и успешно сдать его» Кл. руководитель 9Б класса С.Б. Попова ВОРОНЕЖ 2010
Цель: сообщить об эффективных способах подготовки и поведения на экзаменах.
ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЛЮБЫХ ЭКЗАМЕНОВ: 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ – уровень знаний. 2. МОТИВАЦИОННЫЙ – нацеленность на выполнение учебных задач и преодоление трудностей. 3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
Познавательный фактор Достаточно ли ты получаешь информации о подготовке и проведении экзаменов?
Познавательный фактор Оцени уровень уверенности в собственных силах (максимум 7 баллов)
Познавательный фактор Как оцениваешь свою подготовленность к экзаменам на сегодняшний день?
Мотивационный фактор Готов ли ты к сдаче экзамена?
Мотивационный фактор Твоё отношение к ГИА?
Эмоциональный фактор Есть ли причины для беспокойства? Эмоции – это ветер, который надувает паруса судна. Он может привести корабль в движение, а может и потопить его …» Вольтер
Эмоциональный фактор Подвержен ли ты стрессу?
Эмоциональный фактор Какие ощущения ты испытываешь в связи с предстоящим экзаменом? Волнение – 9 Беспокойство – 4 Неуверенность – 4 Страх – 4 Тревога – 2 Неопределённость – 1 Уверенность - 1 Всё равно, ничего не испытываю - 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА : Чтобы не потерять головы не ставьте перед собой сверхзадачи для достижения сверхцели. Начинайте готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохраняя спокойствие. Старайтесь запоминать сначала то, что дается легко, а затем переходите к трудному материалу. В перерывах между занятиями, слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, делайте спортивные упражнения, общайтесь с интересными людьми, помогите тем, кто нуждается в вашей любви, заботе, ласке.
УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ: Чередовать умственный и физический труд; Беречь от переутомления глаза, давать им отдых, переключать внимание; Минимум телевизионных передач и работы за компьютером; Стимулировать познавательные способности при помощи упражнений; Поднять настроение и наполнить себя свежей силой при помощи дыхательных упражнений.
КОПИЛКА СОВЕТОВ: если у Вас хорошая зрительная память – Читая учебники (конспекты), выделяйте спец.знаками ключевые места текста, фиксируйте их на маленьких листочках. – Письменно составляйте план ответа. – Используйте сокращенную запись материала. – Составляйте тезисы, опорные схемы и таблицы. – Выпишите на карточки основные понятия и формулы и расположите их на видных местах (постоянно на глазах).
КОПИЛКА СОВЕТОВ: если ВЕДУЩИЙ ВИД ВОСПРИЯТИЯ – ЗВУКОВОЙ – Читайте запоминаемый текст вслух. – При возможности начитайте содержание вопроса на аудиокассету (диктофон), а затем периодически прослушивайте. – При чтении и записывании старайтесь проговаривать слова чётко, соблюдая интонацию, делая необходимые пауза в конце предложений, частей текста. – По возможности зарифмовать в небольшое стихотворение, песенки основные правила и теоремы, найти логическое соответствие исторических дат с событиями и явлениями современной или вашей личной жизни. – Изучив содержание вопроса, перескажите его. – Количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
КОПИЛКА СОВЕТОВ: если выражена память на движения и ощущения – Не пытайтесь учить всё наизусть. Уясните смысл вопроса, а затем, выделив наиболее яркие образы, попытайтесь представить мысленно основное содержание материала в виде мини-фильма, комикса или плаката. – Попробуйте почувствовать и разобраться, какие ощущения и эмоции вызывает у вас содержание данного материала. – Зафиксируйте полученный результат в памяти. Перед подготовкой ответа на экзамене постарайтесь ненадолго закрыть глаза или посмотрите в окно, на стену и мысленно воспроизведите закрепившуюся в памяти картинку. Сознание поможет дорисовать её. – Важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, сравнивать, искать нестандартные решения поставленных задач.
ПОВЕДЕНИЕ до И в момент ЭКЗАМЕНА Перед экзаменом следует хорошо выспаться, привести в порядок свои эмоции, собраться с мыслями. Будьте одеты и причесаны соответственно случаю. Перед входом в кабинет успокойтесь и войдите с уверенностью, что всё получится. Взяв билет, постарайтесь сосредоточиться на вопросах и забыть об окружающих. Просмотрите все вопросы и начните с тех, в ответах на которые вы не сомневаетесь. Продумайте план ответа и запишите его. Когда приступаете к новому заданию, временно забудьте о предыдущем. Обязательно оставьте время для проверки своей работы.
ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ОТВЕТА: Пользуйтесь листом самоподготовки. Не бойтесь дополнительных вопросов, не суетитесь, не показывайте своих сомнений. Если экзаменатор – человек энергичный, то ваш вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разоч а ровать. Если экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, вы рискуете вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом. Докажите свою заинтересованность в предмете и умение работать самостоятельно. Никогда не забывайте о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!
ЕСЛИ ЭКЗАМЕН СДАН УСПЕШНО: Похвалите себя, позвольте себе ласковые слова в свой адрес. Постарайтесь отыскать положительные действия и качества, за которые стоит себя похвалить. Скажите: «Какой я молодец! Я хвалю себя за то, что …» Побалуйте себя сюрпризом.
ЕСЛИ ВЫ «ЗАВАЛИЛИ» ЭКЗАМЕН: Задумайтесь и попытайтесь ответить на вопросы, почему это произошло, в чём твоя ошибка? Скажите себе: «Отрицательный результат – это тоже определённый опыт, из которого необходимо извлечь урок. Всем это под силу, все могут с этим справиться – и я смогу!» Хорошенько разозлитесь на себя и беритесь за дальнейшее изучение материала с удвоенной силой!
А жизнь – это вечный экзамен. Да жаль, расписания нет. И в жизни мы часто тянем Невыученный билет. И вспоминаем старательно, Задумчиво в пол глядим. Но некому подсказать нам: Мы с жизнью – один на один. И здесь не спасут заклинания И чей-то добрый совет … В жизни мы часто тянем Невыученный билет…
РЕЖИМ ДНЯ: Раздели день на три части: учебный труд – 8 часов, отдых – 8 часов, сон – не менее 8 часов. Организуй свое рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало тебя во время работы
ПИТАНИЕ: Трех-четырехразовое, калорийное, богатое витаминами. Активизируют обмен веществ в мозге, улучшают и обостряют память, облегчая запоминание, такие продукты, как морковь, имбирь и тмин. И если предстоит много учить наизусть, есть смысл съесть тарелку тертой моркови, заправленной тмином, имбирем и сметаной
ПИТАНИЕ: Для работы мозга вовсе не нужен сахар, мозгу для полноценной умственной деятельности нужна ГЛЮКОЗА. Легкоусвояемая глюкоза содержится в МЕДЕ, ФРУКТАХ и СУХОФРУКТАХ.
ПИТАНИЕ: Ядрышки ГРЕЦКОГО ОРЕХА по форме напоминают полушария головного мозга. Старайтесь съедать несколько орехов ежедневно (примерно 5 ядер). Активные вещества, содержащиеся в грецких орехах питают клетки головного мозга и стимулируют умственную деятельность. МИНДАЛЬ особенно богат фосфором, способствует активизации работы мозга, кроме того он укрепляет зрение. Горький миндаль обладает успокаивающим действием. ФИСТАШКИ улучшают остроту восприятия, улучшают память.
Продукты стимулирующие мозг (повышающие IQ). На первом месте в рейтинге продуктов повышающих IQ стоит КЛЮКВА. В клюкве больше всего антиоксидантов, влияющих на остроту и улучшение памяти, оказывающих мощный оздоровительный эффект на весь организм. ЧЕРНИКА - те же свойства, что и у клюквы. Кроме того она снимает усталость глаз, усиливает остроту зрения. Если вы много работаете на компьютере, чаще употребляйте свежую или сушеную чернику.
ПИТАНИЕ: ЖИРНЫЕ СОРТА РЫБ содержат много ненасыщенных омега-3 кислот, витамины А,D, Е, железо, фосфор, магний, селен необходимые для работы мозга. Полиненасыщенные жирные кислоты рыбы, растительных масел оказывают благоприятное воздействие на мозг, повышают способность воспринимать информацию. Особенно много этих кислот в сельди, треске, тунце, карпе, угре, сардинах.
ПИТАНИЕ: ГОРЬКИЙ ШОКОЛАД содержит углеводы необходимые для работы мозга, для быстрого насыщения достаточно небольшого кусочка. Снять излишнюю нервозность, мешающую сосредоточиться, поможет шоколад, но им не стоит злоупотреблять: рискуете набрать лишний вес или остаться без зубов.
ПИТАНИЕ: Лучше воспользоваться бананом или клубникой, которые также содержат вещества, способные снимать стресс и концентрировать внимание. Клубника благодаря своему свойству снимать стресс получила за рубежом название ягоды менеджеров.
ПИТАНИЕ: Чтобы лучше отдохнуть и расслабится перед сном можно выпить отвар мелиссы, пустырника или валерианы. Недостаток сна (менее 7 часов) неблагоприятно влияет на умственную деятельность.