трудный критический переломный переходный возраст полового созревания
частая смена настроения; депрессия; неусидчивость и плохая концентрация внимания; раздражительность; импульсивность; тревога; агрессия и проблемное поведение.
отношение в семье; статус в подростковой среде; уровень академических успехов; способность построить долгосрочную перспективу и т.д.
Слёзы. Когда они чего-то хотят, то ноют и хнычут. Угрозы. «Наверно, я брошу школу». «Вот возьму и выйду замуж». «Я могу попасть в беду». Сравнение. «А Мише отец просто взял и купил мотоцикл». «У всех есть ангорские свитера». «Все туда идут».
Ложь. «Мы идём в библиотеку» (но о вечеринке через пять минут после посещения библиотеки ничего не говорит). «Я тут не при чём». «Я этого не брал». Шантаж. «Наверное, я заболею». «Я расскажу папе, что ты прячешь от него этот счёт» Спекуляция. «Если бы ты меня любил, ты бы…»
Хандра. Подавленное состояние подростка вынуждает мать идти на всё, чтобы поднять его настроение. Настраивание одного из родителей против другого. «Мама меня не пускает в кино, как же так, па?» «Попроси папу дать мне компьютер, а то мне он отказывает, представляешь?»
Обещание «конфетки». «Вынеси мусор, и я дам тебе денег на карманные расходы». «У меня есть два билета на футбол. Будь умницей, и мы посмотрим, что с ним делать». Использование любви. «Ты бы не поступал так, если бы хоть капельку любил меня».
Угрозы. «Я думаю, мне стоит сходить в школу и поинтересоваться твоими успехами». Сравнения. «Саше не разрешают так много, как тебе». «Маша учится лучше тебя». Болезнь как средство контроля. «Если ты сейчас же не прекратишь, у меня будет инфаркт!». «Не шуми так, а то у меня начинается мигрень».
Неискренние обещания. «Когда- нибудь ты съездишь в Диснейленд». «Я поговорю с одним человеком насчёт занятий в лётном клубе». «Я постараюсь, чтобы у тебя был такой свитер». Шантаж. «Вот придёт отец с работы, я ему всё расскажу».
1. Выговорить свою обиду. 2. Письменно изложить свои негативные переживания. 3. Нарисовать, сконструировать или театрализовано изобразить их. 4. Заняться спортом.
1. Родители могут предугадать некоторые потенциально опасные интересы ребёнка и предоставить ему возможность осуществлять их в условиях структурированной среды: походы, рыбалка, спортивные соревнования, клубы, охота.
2. Родители принимают негативные чувства подростка и обсуждают их вместе с ним. Если родитель не отвергает его негативные чувства, подростку и самому становится легче их принять, не испытывая чувства вины.
1) они важны для сохранения здоровья и обеспечения безопасности; 2) они важны для защиты собственности; 3) они важны, поскольку существует закон, порядок и социальная приемлемость.
Спасибо за внимание!