«Родители меня не понимают или как слушать ребенка» «Понимание – начало согласия» Спиноза
Активное слушание - значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувства.
Сын (бросая портфель, со злостью). Не пойду я больше в эту школу! Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше ходить в школу. Сын (раздраженно). Там математичка ко мне цепляется! Родитель (после паузы, обозначая чувство испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания). Тебя что-то расстроило на уроке математики. Сын (с обидой). Я сам эту контрольную сделал, а она говорит – списал! Родитель. Я понимаю тебя, это действительно обидно. Сын. Вечно она ко мне придирается… Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы… Сын. Хоть ты меня понимаешь…Ладно, бывало ведь, что и списывал…Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!
«Я – высказывания» включают 3 компонента: описание ситуации; называние своих чувств в этой ситуации; называние причин этого чувства.
«Ты – высказывания» Ты выполнил домашние задания? Где ты был? Почему ты не здороваешься, когда приходишь домой? Когда ты вернешься домой? Почему у тебя в комнате такой беспорядок? Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем Возможные варианты «я – высказывания» Мне бы хотелось знать, что все уроки уже выполнены Я беспокоюсь о тебе, потому что… Мне бы хотелось слышать приветствие, потому что иначе у меня возникает чувство, что мной пренебрегают Я беспокоюсь о тебе, и для меня очень важно знать, что ты доберешься домой в полной безопасности Мне было бы приятно осознавать, что у меня очень аккуратный сын Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоего посещения. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний
1. ПОВЕРНУТЬСЯ ЛИЦОМ К ПОДРОСТКУ. ГЛАЗА НА ОДНОМ УРОВНЕ. 2. ИЗБЕГАТЬ ВОПРОСОВ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ УТВЕРДИТЕЛЬНУЮ ФОРМУ ВЫСКАЗЫВАНИЙ. 3. ДЕРЖАТЬ ПАУЗУ, ДАВАЯ ПОДРОСТКУ ВРЕМЯ НА ОБДУМЫВАНИЕ. 4. ОБОЗНАЧАТЬ ЧУВСТВА, ИСПЫТЫВАЕМЫЕ ПОДРОСТКОМ. Основные правила активного слушания:
Результаты применения активного слушания: 1.Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше. 2.Подросток сам продвигается в решении своей проблемы. 3.Подросток тоже начинает нас слушать и слышать. 4.Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.
Важно помнить, что активное слушание – это не способ добиться чего-то от подростка, а «просто» путь к установлению лучшего контакта, способ показать подростку, что мы его понимаем.