Формирование установок толерантного сознания у учащихся Федосюк Наталия Владимировна Старший преподаватель кафедры психологии образования и развития НГГУ
«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» Пифагор
«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства» (Декларация прав ребёнка)
Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп. Вместе с этим распространяются идеи нивелирования культурных различий, проекции на весь мир эталонных (как правило европейских) ценностей и образа жизни. Что по сути означает «вестернизацию» национальных культур в ущерб их «ценностному самостоянию» (Н.Д.Никандров). Другой крайностью является распространение идей изоляционизма, национализма и культурной исключительности. Наиболее радикальные их проявления - фашизм и нацизм - также рождены XX веком. В ближайшем будущем культурные различия вообще могут стать главным источником враждебности между людьми (С.Хантингтон).
Это актуально для России - страны со множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, страны со множеством проблем в межкультурных отношениях. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей все чаще проникает и в школу. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде. Многими учеными подчеркивается, что особенно важной проблемой сегодня становится проблема формирования толерантности у школьников (А.Г.Асмолов, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев). Но процесс формирования толерантности не является самопроизвольным - он требует создания благоприятных педагогических условий. Речь, таким образом, идет о воспитании в ребенке толерантности ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Талион и «золотое правило нравственности» Возникновение проблемы толерантности в истории человечества связывают с поисками альтернативы явления талиона: «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу». Талион (лат. talio - возмездие, равное по силе преступлению) вошел в историю развития нравов и нравственного воспитания, во-первых, как воплощение уравнительной справедливости, а во-вторых, как исторически первая форма легитимного насилия. Это был древний обычай, регулировавший взаимоотношения в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербном, точно соответствующим нанесенному вреду. Примерно в тот же период возникает одно из первых древних нормативных требований, которое можно рассматривать как противовес талиону «золотое правило нравственности»: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, правило, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» закрепился с конца I века.
Первые упоминания о «золотом правиле» содержатся в Махабхарате, в изречениях Будды, трудах Конфуция, Гомера, Геродота. Новый Завет отвергает все формы насилия не только над человеком, но и над живым существом вообще. Буддизм безоговорочно осуждает насилие, зло, лицемерие, человеконенавистничество. В Коране «Золотое правило» не зафиксировано. В Библии «золотое правило» упоминается в ветхозаветной книге Товита и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди. В Евангелии прямо подчеркивается необходимость дискуссии с Талионом: «Вы слышали, что сказано: око за око, а зуб за зуб». «А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». И далее - дискуссия еще с одним положением Талиона: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Если анализировать русскую культуру, то она складывалась как земледельческая, требовавшая совместных трудовых усилий людей в условиях суровой природы, поэтому детей воспитывали так, чтобы у них росла вера не столько в собственные силы, сколько в совместные усилия и помощь членов группы, стремление к послушанию и коллективизму. Во всех культурах, в том числе и в русской, признается «золотое правило», которое и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона, расставляет акценты на отношении человека к себе через его отношение к другим. Понимается, что человек необходимо должен и хочет руководствоваться нормами, которые имеют достоинство всеобщности, т.е. не разрушают связей с другими людьми, а открывают перспективу сотрудничества с ними. Для этого человеку необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а другого поставить на свое собственное место.
Сравнительные исследования канадского ученого У.Ламберта особенностей воспитания в 11 странах показали, что жесткость и требовательность родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социального положения. Во всех странах родители рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что по-видимому является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных работников. В странах, где преобладают нуклеарные семьи (США, Мексика, Германия) дети чаще проявляли дружественные формы поведения, усваивали товарищеские нормы, редко были агрессивными. И наоборот, в культурах с множеством социальных ролей и иерархической структурой, где даже родственники часто выступают в роли конкурентов, у детей воспитывается дух соперничества, умение добиваться помощи для достижения своих целей, эгоистическая доминантность, конкурентность.
Так, в Индии, Кении, Японии, где сохранились традиции большой семьи, в которой интересы родственников могли и не совпадать и требовалась авторитетность для сохранения порядка в семье, дети проявляли агрессию по отношению друг к другу: делали замечания, скандалили при достижении целей, нападали, стремились командовать младшими братьями и сестрами. В простых культурах (Филиппины, Мексика) чаще предлагается детьми помощь и поддержка друг другу, проявляется заботливость, родственная или соседская взаимопомощь. Правда, есть отдельные исследования, доказывающие этнические причины, приводящие к агрессивному поведению. При изучении межэтнической или внутриэтнической агрессии, доказывает, что при поощрении межэтническая агрессивность поднимает общий уровень агрессивности всего этноса и увеличивает число людей, которые обладают психологической готовностью перейти от враждебности к агрессии. Подобные исследования свидетельствуют о том, что толерантность и агрессия все же часто идут рядом, но выступают антиподами друг другу; что проявления того или иного поведения по критерию толерантности часто в тех или иных культурах или у тех или иных этносов неодинаковы
Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».
Статья 1 – Понятие толерантности. 1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. 1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека. 1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений, и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Принципы толерантности 1. Принцип ненасилия. Все возникающие между людьми противоречия должны разрешаться мирным путем, без применения силы. Недопустимы отношения, основанные на угрозах, страхе и враждебности.
Принципы толерантности 2. Принцип плюрализма. Мы должны признавать и уважать разнообразие человеческого сообщества. Факт различий между отдельными людьми и группами не может быть основанием для дискриминации кого-либо. Данный принцип конкретизирован в соответствующих правах человека. Право на свободу убеждений. Каждый волен в выборе своих культурных, религиозных и политических идеалов. Мы должны уважать право других иметь собственные убеждения, как бы сильно они ни отличались от наших. Речь идет не об уступках или принятии чужой точки зрения, а о признании равноправия всех мнений, отсутствии монополии на истину. Право на индивидуальность. Каждый человек имеет право на внешние, психологические и другие индивидуальные отличия. Расовая и этническая принадлежность, пол, возраст, социальный статус, физические и психические особенности людей не могут быть основанием для их дискриминации. Право на свободу выражения. Каждый волен выражать свои убеждения и индивидуальность.
Принципы толерантности 3. Принцип ответственности. Мы должны обеспечивать соблюдение принципов и норм толерантности. Принцип ответственности конкретизируется в следующих нормах. Взаимоограничение в правах. Права и свободы каждого ограничены такими же правами и свободами других. Принцип плюрализма не санкционирует действий, нарушающих принципы толерантности. Защита принципов толерантности. Мы должны следить за соблюдением принципов толерантности и препятствовать их нарушению. Принцип ненасилия не оправдывает попустительства действиям, нарушающим принципы толерантности.
Термин «толерантность», как правило, применяется в ситуациях, когда чей-то образ чувств, мыслей или действий оценивается как отличающийся от ожидаемо-привычного, выглядит угрожающим и вызывает неодобрение. Толерантность подразумевает возможность преследовать (наказывать), но сознательное решение не делать этого. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению и употребляется в связи с проблемами религии, культуры, политики, морали.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia – «терпение», «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам». англ. – tolerance – «готовность быть терпимым, снисходительность», tolerate (англ., терпеть): допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации. франц. – tolerance – «отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам», испан. - tolerancia – «способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения». Кит. - Kuan rong – «позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным». Араб. - Tasamul – «прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». Для русского языка слово «толерантность» - относительно новое, четкого, однозначного толкования этот термин в общественном сознании не имеет. В русском языке есть близкое понятие «терпимость» – «способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо».
Философские модели толерантности (А. Лекторский) Первая модель толерантности «толерантность как безразличие». В этом случае толерантность выступает как безразличие к существованию разных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. В данной модели имеет место непризнание различия в форме невосприятия, нечувствительности к нему. Вторая модель «толерантность как невозможность взаимопонимания». Согласно данному осмыслению толерантности, религиозные, метафизические взгляды, специфические ценности той или иной культуры не являются чем- то второстепенным для деятельности человека и для развития общества. Толерантность здесь выступает, как уважение к другому и как невозможность понимать его и с ним взаимодействовать.
Философские модели толерантности (А. Лекторский) Третья модель «толерантность как снисхождение» («и как сожаление»). В этом понимании толерантность выступает как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. Например, я вынужден терпеть взгляды, несостоятельность которых я понимаю и могу показать, но вступать в критическую дискуссию с таким человеком не имеет смысла. Различия в данной модели допускаются, но тем самым не признаются, а лишь воспринимаются, фиксируются. Здесь «толерантность не включает в себя принятие ценностей другого; как раз напротив, это есть еще один, может быть, более утонченный и изощренный метод еще больше усилить подчинение другого». Четвертая модель «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог». Толерантность в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.
Философские модели толерантности (А. Лекторский) В приведенных определениях можно выделить четыре основных компонента толерантности это признание, принятие, уважение и понимание. Принятие и признание различий, существующих между людьми, сегодня можно считать наиболее приемлемой формой межкультурного взаимодействия. В толковом словаре Владимира Даля «признавать» значит «признать, что брать за истину, утверждать, принимать мнением, убеждением, сознавать». В свою очередь «принимать» «брать в уважение, во внимание или уважить, согласиться; слушать, верить, признавать причиной». С гуманистических позиций принятие другого таким, каков он есть, обозначает изначальную ориентацию на человека и его ценность как личности, готовность взаимодействовать с человеком, признание за ним прав на личные интересы, учет его особенностей, допущение его возможного резкого отличия от остальных. «Принять» означает вверить, впустить по возможности в свой внутренний мир и соотносить свое поведение и интересы с интересами и поведением другого. Принятие другого, по мнению С.Л. Рубинштейна, значит утверждение самобытного существования именно этого человека, со всеми присущими ему качествами. Это отказ от оценок его личности, безусловное к нему отношение.
Философские модели толерантности (А. Лекторский) Уважение это чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, качеств; уважать это значит «быть внимательным, проявлять внимание». Уважать других в их значимости, в их свободе выбора и свободе решений означает, по З. Бауману, «чтить в другом значимость, в чужом чуждость при этом сходство между мной и другим состоит в нашем различии, в универсальности нашей уникальности. Лишь уважая мое собственное отличие, я могу уважать и отличие других людей: «Мое отношение к чужому раскрывается как ответственность, а не просто как безразличный нейтралитет или даже как когнитивное признание схожести обстоятельств (и уж тем более как презрительная версия толерантности). Оно раскрывается как общность участи, а не как простое сходство судеб. Для общности судьбы было бы достаточно взаимной толерантности; общая участь требует солидарности».
По мнению Б.Э. Риердон, «каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинения вреда всем, в том числе и себе самому». В психологии и медицине толерантность как термин имеет четкое устоявшееся значение: устойчивость организма к внешним воздействиям. На этом построены психологические определения: «Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимодействий с собой и окружающим миром».
Экзистенциально-гуманистический подход трактует толерантность как осознанную, осмысленную и ответственную толерантность, не сводимую к автоматизмам или стереотипным действиям. Это ценность и жизненная позиция, реализация которой в каждой конкретной ситуации имеет определенный смысл и требует от субъекта толерантности поиска этого смысла и ответственного решения. Это проявляется в том, что ценность – цель определяет ценности-средства, а ценности отношения к «Другому» зависят от ценностей-качеств, ценностей- знаний.
С позиций когнитивного подхода толерантность в основе своей имеет знания и рациональные доводы, которые признают сложность, многомерность и многообразие, а также невозможности сведения всего многообразия точек зрения к «общей истине» и неизбежной множественности индивидуальных картин мира. Бихевиоральный подход трактует толерантность как особое поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с этим «другим»; как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия, вызванного всем тем, что знаменует в «другом» иное.
Диалоговый подход обусловливает важный тип толерантности - межличностная толерантность - особый способ построения взаимоотношений, межличностного взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе – «иными». Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности – как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и обучения.
Определение толерантности через ценностное отношение к людям не случайно. Традиционно толерантность принято было трактовать как терпимость к другим. Однако в последнее время многие исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к людям. Индифферентной терпимости противопоставляется интерес к другому (Е.Ю. Клепцова), принятие, уважение и утверждение культурных различий (Г.Д. Дмитриев), позитивный образ иной культуры (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова), настроенность на диалог с другим (Р.Р. Валитова), установка на взаимное изменение позиций в ходе такого диалога (В. Лекторский), сочувствие и сострадание к другому, признание ценности многообразия культур (А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, У.Г. Солдатова).
Канадский ученый Дж. Берри, автор теории и идеологии мультикультурализма, считает, что для создания толерантного общества важны три фактора: культурное разнообразие - наличие различий, которые необходимо изучать и понимать их сущность. чувство безопасности основано на равноправии и принятии многообразия. социальное равноправие достигается в том случае, когда все социальные группы имеют в обществе равные права (равный доступ к социальным благам, образовательным и экономическим возможностям).
Толерантность рассматривается в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям - представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп. Именно второе понимание толерантности легло в основу Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО, именно в этом контексте рассматривают толерантность такие исследователи как А.Г.Асмолов, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, Н.М.Лебедева.
Смысловые оттенки психологического понятия «толерантность» также достаточно разнообразны. В нем пересекаются, по мнению А.Г. Асмолова, следующие взаимно употребляемые значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск и допустимые отклонения. Е.В. Швачко рассматривает ценностную значимость толерантности как универсального механизма формирования человеческих взаимоотношений.
Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т.П.Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности: толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому; толерантность как культурологическая норма (иными словами – толерантность внешнего выражения); толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному; толерантность к тому, кто наносит нам вред; толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела
По мнению, отечественных психологов Н.В. Вязовец и В.А. Лавровой толерантному типу личности присущи такие черты как: критическое отношение к себе, обуславливающее несовпадение «я – идеального» с «я – реальным»; чувство безопасности, выражающееся в отсутствии угрозы или убежденности, что с ней можно справиться; чувство ответственности; признание многообразия мира, готовность выслушать точки зрения других людей; адекватная оценка других, социальная чувствительность; способность посмеяться над собой.
Толерантная личность - основные черты: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.п.) умение владеть собой; доброжелательность умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; любознательность; способность к сопереживанию.
Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия ЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя намного больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. ЗАЩИЩЕННОСТЬ. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя.
Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремиться снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. ОРИЕНТАЦИЯ НА СЕБЯ – ОРИЕНТАЦИЯ ДРУГИХ. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия СПОСОБНОСТЬ К ЭМПАТИИ. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал своё представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т.е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников. ЧУВСТВО ЮМОРА. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
С точки зрения гражданской позиции, толерантность это особая ценность прав человека, она утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность вытекает из факта уважения прав других людей. Она вырастает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике. Она неразрывна с признанием за каждым права на творчество, на культурную самобытность, свободный выбор нравственности, с правом иметь индивидуальный облик, вести собственный образ жизни.
Что такое толерантность? Как сказал Фрейд: "У нас могучие механизмы психологической защиты". Толерантность говорит: "Учитесь жить в мире неопределенности! Учитесь жить в мире, где много вопросов и мало ответов! Учитесь жить в мире, где вы сами - ответчики за свои собственные действия! Учитесь жить в мире, который намного сложнее, чем черное- белое, учитесь не быть рабами бинарных оппозиций, бинарных политических систем "большевики против демократов", "демократы против большевиков". Все намного сложнее". Учитесь жить в культуре, где на троне - свобода личности и ценность личности, где индивидуальность сама ищет ответы на свои вопросы, и даже если она этих ответов не находит - суть в поиске, в движении, в обретении собственного "Я".
Нам очень трудно быть толерантными. Толерантность - это терпимость только в двадцать седьмом случае. Толерантность - это норма жизни в мире реальности, где ты должен попытаться понять других людей. Простая логика - поймай скинхеда. У нас много профессионалов, они определят, куда его сажать. Профессионалов растить - мало. Этот мир иногда парадоксален. И в этой ситуации обязательно нужны переговорщики. Посадить - просто. Другое дело - выйти на контакт, найти человеческое, научиться разговаривать. Е. Сабуров сказал: "Нужны понимание, доверие и прозрачность действий". Формула очень четкая и простая. Но при этом мы должны понять, что такое культура переговоров. В стандартах образования должна появиться специальность "переговорщик". Нам нужны медиаторы, нам нужны посредники. Культура посредника - это и есть формула толерантной культуры. Миссионерство, посредничество в широком смысле этого слова.
Толерантное сознание есть обобщенное условное обозначение системы установок, ценностных ориентаций, которое создает предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнера по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей. Таким образом, толерантное сознание – это сложная психологическая реальность, характеризующаяся образующими ею структурными компонентами, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Структурные компоненты толерантного сознания Перцептивный компонент выражается в позитивном восприятии окружающих людей как представителей новой социокультурной среды, независимо от их национальности, вероисповедания, образования, возраста, взглядов. Когнитивный компонент представляет собой своеобразное информационное «поле», определяющее этническую осведомленность. Эмоциональный компонент выражается в постижении эмоционального состояния других людей, в сопереживании им, в способности объективно их оценивать. Поведенческий компонент включает поступки и конвенциональные поведенческие установки по отношению к особенностям различных культур, основанные на понимании и направленные на установление контакта.
Этническая толерантность Под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а представляет собой характеристику межэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» и позитивное отношение к своей этнической культуре и этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствия в этом плане преимущества одной культуры перед другой.
Этническая толерантность Психолог Е.И. Шлягина трактует этническую толерантность как сложное установочное образование личности, выражающееся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Исходной методологией для исследования этнической толерантности личности являются культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А. Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмоловым. Этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления этнической вариативности личности.
Этническая толерантность К внутренним детерминантам этнической толерантности относятся: Индивидуальные свойства личности (возраст, пол, темперамент); Индивидуально-типологические свойства личности (самооценка, психологический возраст, уровень самоактуализации, сформированность реального «Я» и идеального «Я», иерархия потребностей, тип межличностных отношений, тип поведения в конфликтной ситуации).
Этническая толерантность В качестве внешних детерминант этнической толерантности выделяют: Политическую обстановку в стране. Особенности социально-исторического образа жизни. Целенаправленную информированность об истории и культуре своей Родины. Профессиональную ориентацию субъекта. Рост миграционных процессов в стране. Травматический шок. Особенности среды проживания субъекта (проживание в диаспоре в провинциальном полиэтническом городе, в столичном полиэтническом мегаполисе, в полиэтническом городе в пределах своей Родины).
Межнациональная толерантность - « системная совокупность психологических установок, чувств, определенного набора знаний и общественно-правовых норм (выраженных через закон и традиции), а также мировоззренческо - поведенческих ориентации, которые предполагают терпимое или, вернее сказать, «принимающее» отношение представителей какой-либо одной национальности (в том числе на личностном уровне) к другим, инонациональным явлениям (языку, культуре, обычаям, нормам поведения и т.д. и т.п.)». Согласно этому в структуру межнациональной толерантности входят: эмоционально-психические нормы, чувства по отношению к другим этническим общностям, знания и представления о других культурах, поведенческие установки и мировоззренческие взгляды применительно к инонациональному.
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована. Наоборот, человеку скорее органично присуща противоположная тенденция - настороженность, легко переходящая во враждебность, агрессию по отношению к тем, кто от него отличается, на него не похож. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой чужой». Безотчетно другой, иной воспринимается как представляющий угрозу. В греческом языке есть слово «ксенос». Оно означает «странный, необычный, неслыханный, чуждый, посторонний», но в первую очередь «чужеземный», а значит - «чужой». И есть еще одно слово «фобос»: «страх, ужас, боязнь; опасение, повод сомневаться, не доверять». Так образовалось слово «ксенофобия».
Нарушение терпимости изначально коренится в бездумной ксенофобии: раз не по-нашему, значит, плохо, раз плохо, значит, достойно неприязни. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились противопоставления: «мы они», «свои чужие», «я другой». Ксенофобия это отзвуки древних поверий. Вспомним хотя бы народные сказки: в них люди чужого рода обычно представлялись человеку как враги, людоеды, «не люди». Часто мачеха в сказках бывает колдуньей, а ее потомство странное, не похожее на «наших», а все потому, что мачеха - это жена, взятая из чужого рода. Иноземцы часто представляются невежественными и опасными. «Свой» это существо одной с нами крови, «чужой» так же чужд, как существо другого биологического вида.
Проблема толерантности в педагогике В советской педагогике проблема толерантности решалась в рамках воспитания детей в духе интернационализма (Н.К. Крупская, Л.В. Метелица, В.Г. Пряникова, М.А. Терентий, З.К. Шнекендорф и др.). Отмечая гуманистическую направленность советского интернационализма, следует сказать, что толерантность здесь рассматривалась лишь в контексте межнациональных отношений. Игнорировались проблемы нетерпимости и дискриминации в сфере религии, политики, субкультур. Да и межнациональные отношения рассматривались в основном с классовых позиций. В западных странах принято говорить о толерантности к самым разнообразным проявлениям инаковости и самобытности (М.Уолцер), что нашло отражение в теории и практике поликультурного образования (Дж.Бэнкс, Я.Пэй, М.Уолцер, К.Э.Эпплайя).
В последние годы и в России проблема воспитания толерантности рассматривается в контексте поликультурного образования. Среди его задач исследователи выделяют воспитание учащихся в духе терпимости и уважения к другим культурам (В.Я.Ершов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова). В науке разрабатываются концептуальные основы поликультурного образования (А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, В.Я.Ершов, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова), исследуются проблемы мультикультурной среды школы и самоопределения в ней ребенка (Н.Б.Крылова), изучается опыт зарубежных стран (А.Н.Джуринский, М.Л.Воловикова, Н.В.Кудряшова, З.А.Малькова, К.И.Салимова); практические вопросы воспитания толерантности у школьников (Т.Н.Бартенева, Р.Т.Гарданов, З.Т.Гасанов, В.В.Глебкин, Г.Д.Дмитриев, В.А.Ершов, М.О.Кураков, С.В.Мягченков, Т.В.Разумовская, З.Б.Цаллагова).
Проблемы воспитания толерантной личности: Во-вторых, наукой довольно подробно исследованы вопросы: введения в содержание образования специального материала, дающего школьникам информацию о культурах, позволяющего организовать ее обсуждение и эмоциональное переживание; воспитывающей роли ознакомления школьников с традициями дружбы и добрососедства представителей различных рас, народов, конфессий; важности формирования представлений учащихся о правах человека, плюрализме как нормах современного общества. При этом малоизученным остается вопрос о том, как педагогу работать с такими сдерживающими формирование толерантности явлениями как социальные стереотипы, культуроцентризм, ксенофобия. Какие условия необходимо создать для преодоления ребенком этих внутренних барьеров? Расширение кругозора детей, углубление их знаний в области культуры и прав человека не всегда решают эту проблему.
Проблемы воспитания толерантной личности: В-третьих, недостаток многих предлагаемых путей воспитания толерантности в том, что они ориентированы на дополнительные спецкурсы, факультативы, учебные модули. Школьные программы часто оказываются перегруженными. Возникает потребность разработки таких методик, применение которых было бы возможным в рамках обычной школьной программы, на обычных уроках и внеклассных занятиях со школьниками. Итак, здесь мы сталкиваемся уже с научной проблемой, суть которой в противоречии между необходимостью формирования толерантности у школьников и недостаточной разработанностью в науке вопроса о педагогических условиях этого процесса
Согласно данным исследований, провидимых в различных институтах наличие: постоянных конфликтов среди школьников отмечают 37% преподавателей; грубость и жестокость по отношению к младшим школьникам со стороны старших школьников отмечают 30% учителей; высокий и выше среднего показатель уровня агрессивности наблюдается у 35% опрошенных. Отсюда понятен интерес педагогической науки к проблеме толерантности и очевидна ее актуальность.
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности. В связи с этим возникают следующие противоречия: - между насущной потребностью общества в толерантной личности и недостаточной направленностью системы образования на ее воспитание; - между потребностью образовательной практики в научно- методическом и содержательном обеспечении процесса воспитания толерантности и недостаточной его разработанностью в педагогической теории и практике; - между нормами, ценностями семьи школьника, социальной и этнической группой, к которой он принадлежит, и нормами, ценностями общества, членом которого он является; - между увеличивающимися интеграционными процессами в образовании, миграционными потоками, приводящими к интеграции и ассимиляции культур, и отсутствием наработок по построению толерантной среды в образовательных учреждениях.
Образование должно использовать свой потенциал для: консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.
Характерной особенностью образовательного пространства является то, что оно объективно предлагает информационное обеспечение самообразования участников образования, которое проявляется в процессах обмена информацией с окружением. Это осуществляется по четырем координатам и учитывается при построении толерантной среды: - нормативно-регламентирующей, которая представлена спектром законов, других законодательных документов, в которых отражаются права и обязанности участников образования, регламентируются условия их жизнедеятельности; - перспективно-ориентирующей, представленной доктринами образования или программами развития образования, которые определяют перспективы образования на обозримо длительный период; - коммуникативно-информационной, которая создает условия для обмена информацией и представлена специально отобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования; - деятельностно-стимулирующей, предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовных потребностей.
Условия формирования толерантности у учащихся: организация специально подготовленных встреч (встреча предполагает знакомство, беседу с кем-либо) школьников с представителями иных культур в привлекательной и ценной для ребенка среде. Это могут быть непосредственные встречи ребенка с представителями иных культур, организуемые во время туристско- краеведческих экспедиций. Это могут быть встречи, моделируемые в ролевых играх и организуемые уже в пределах школы - на классных часах или уроках гуманитарного цикла. проблематизация отношений школьников к представителям иных культур; организация специальных дискуссий, позволяющих им соотнести собственное отношение к иным культурам с взглядами и мнениями сверстников; организация рефлексии подростками этих отношений; оказание помощи ребенку в овладении им коммуникативными умениями.
Условия формирования толерантности у учащихся: При формировании толерантности у младших школьников с учетом особенностей возраста акцент должен ставиться на формировании просоциальной направленности формирующейся личности. Необходимо ориентировать детей на поиски возможностей самореализации в рамках просоциальной деятельности, активное взаимодействие с социальным окружением в направлении развития конструктивных отношений. Одним из основных условий формирования толерантности у младших школьников является работа с эмоциями детей. В коллективном творчестве, где цель может быть достигнута только благодаря совместным усилиям, осознание важности участия другого (и иного) человек, его вклада в общую работу происходит через осознание своих эмоций и понимание переживаний партнеров по группе. Непосредственное переживание ребенком толерантных отношений приводит к формированию у него соответствующих толерантности личностных образований.
Формирование толерантности у учащихся обусловлено и особенностями позиции педагога, разделяющего идеи гуманистического воспитания, поддерживающего свободу ребенка в его ценностном самоопределении, проявляющего толерантность к подростковой субкультуре.
Формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности детей Этнокультурная компетентность это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через Умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Этнокультурная компетентность предполагает готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия с представителями различных этнических общностей, а именно: Непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально- психологических особенностей. Преодоление своих этноцентристских тенденций и предубеждений, снижение своей и чужой напряженности при взаимодействии. Способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур и народов.
Формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности детей С целью определения качества (степени) этнокультурной компетентности школьников можно представить достижение высокого уровня компетентности как движение по следующим ступеням: 1. Достижение ребенком элементарной грамотности в области собственной этнической культуры, а также этнических культур людей, проживающих рядом и в России. 2. Достижение ребенком функциональной грамотности в области своей и этнических культур России, а также элементарной грамотности в области этнокультур сопредельных стран. 3. Достижение ребенком образованности в области этнокультур России и проявление элементарной грамотности в области этнокультур мира.
Формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности детей 1. Достижение ребенком элементарной грамотности в области собственной этнической культуры, а также этнических культур людей, проживающих рядом и в России. На этой ступени воспитанник, согласно предложенной Пиаже концепции развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе, должен: Четко идентифицировать себя со своей этнической группой, выдвигая такие основания идентификации, как национальность родителей, место проживания, родной язык. Иметь представления об истории, укладе жизни, традициях, обычаях, фольклоре своего народа. Располагать азбучными сведениями о культуре этнических общностей России, и в частности - культуре детей, посещающих их класс, школу. Видеть и признавать отличия между людьми и их культурами, а значит, уметь воспринимать мультикультурную совместную жизнь как само собой разумеющуюся. Освоить минимум знаний и умений в области межэтнического взаимодействия.
Формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности детей 2. Достижение ребенком функциональной грамотности в области своей и этнических культур России, а также элементарной грамотности в области этнокультур сопредельных стран. На этом этапе этническая идентичность у ребенка должна быть сформирована в полном объеме: В качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры. Знает ведущие признаки народов: название, язык, этническую территорию (родину), антропологический тип (внешность), традиционно-бытовую культуру (культуру), этническое самосознание (познание того, что он является частью какого-либо народа). Умеет достаточно четко определять существующие между народами различия и сходства. Выделяет особенности вербального и невербального общения в различных культурах. Знает последствия интолерантного отношения и старается не проявлять признаки нетерпимого поведения по отношению к представителям иной национальности. Анализирует причины конфликтов и разногласий, возникших между представителями этнических общностей, и стремится к их разрешению путем разумных уступок. Отражает в своей деятельности этноспецифические умения, присущие его народу (например, свободно владеет родным языком, исполняет национальные танцы, владеет народным художественным ремеслом и т.д.).
Формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности детей 3. Достижение ребенком образованности в области этнокультур России и проявление элементарной грамотности в области этнокультур мира. На этом этапе ребенок: Не только знает традиции и обряды своего народа, но и выполняет их в повседневной жизни. Уважает и проявляет толерантное отношение к самобытным традициям и обрядам других этносов; располагает сведениями о выдающихся деятелях разных народов. Знаком с искусством народов мира. Воспроизводит в деятельности культурно-специфические умения, характерные для других этнокультур (например, говорит на иностранном языке, готовит национальные блюда, владеет национальным искусством, соблюдает этикет, касающийся взаимоотношения полов, гостеприимства, застолья, формул приветствия и прощания и т.д.). Располагает информацией о «культурном шоке», который могут испытывать мигранты. Преломляет этнокультурные знания в умения и поведенческие модели, способствующие эффективному межэтническому взаимодействию. Знает примеры взаимопроникновения культур, позитивные стороны мультикультурализма. Открыт и участвует в межэтнических связях. Вносит свой вклад в развитие взаимопонимания между этнофорами.
Формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности детей Первую ступень формирования этнокультурной компетентности ребенок проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте (510 лет), вторую - в подростковом детстве (11 15 лет) и третью в юношеском возрасте (1518 лет). При этом, обозначенные ступени достижения учащимися высокого уровня этнокультурной компетентности отражают общее направление последовательного обогащения детей знаниями, умениями, навыками, способствующими эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Ребенок вначале достигает ступени грамотности, а затем образованности.
Формирование этнокультурной компетентности не заканчивается в школьном периоде, а продолжается на протяжении всей жизни человека Это обусловлено тем, что, во-первых, культура (в том числе этническая) это не застывшее явление, а постоянно модифицирующееся, во-вторых, в мире происходят изменения социальных реалий, в-третьих, меняются жизненные ситуации самого человека, которые могут привести к новому этнокультурному окружению. А все это, несомненно, потребует уточнения, корректировки и пополнения своей осведомленности в области различных этнокультур.
Формы, методы и средства формирования этнокультурной компетентности детей С целью гармонизации межэтнических отношений, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в образовательных учреждениях необходимо вовлекать воспитанников в многоплановые учебные и внеучебные виды деятельности. Во-первых, в содержание предметов гуманитарного и общественного циклов должны быть внесены следующие изменения: Расширение информации о жизни, культуре, традициях, быте народов мира. Исследовательская деятельность учащихся в аспекте диалога культур. Исключение материалов, унижающих другие нации и этносоциумы, оскорбляющих их достоинство, формирующих у детей негативное отношение к другому народу.
Методические приемы, формирующие толерантное сознание школьников I. Ролевая игра. Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками. В основном, импровизированная. Ее цель – оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Ролевые игры могут повысить понимание ситуации и вызвать сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям. Например, в ролевой игре о нападении ученики, играя роль потерпевшего, могут понять, каково быть жертвой преступления. II. Пары и группы. Деление на пары и группы можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта. Например, если вы обсуждаете экстремизм, то прежде чем обсуждать этот вопрос всем классом, вы можете дать парам или группам пять минут для решения вопроса о том, «правильно ли убивать кого-либо в какой бы то ни было ситуации?»
Методические приемы, формирующие толерантное сознание школьников III. «Мозговая атака». «Мозговая атака» - это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот прием может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, класс может начать изучение прав наций путем «мозговой атаки» вопроса «Как вы думаете, какие поводы может использовать правительство для дискриминации прав нации?»
Методические приемы, формирующие толерантное сознание школьников IV. Общая дискуссия в классе. Главным звеном в формировании толерантного сознания является дискуссия. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирования собственного взгляда каждого ученика на ту или иную проблему. Структурированная дискуссия. Её смысл заключаются в том, что «малые группы» изучают какую-либо «частную» проблему как часть какой-либо общей проблемы, которую предстоит решить в классе. Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умения слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность.
Методические приемы, формирующие толерантное сознание школьников V. Проекты. Проекты - это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода, в конце которого они представляют работу. Проекты полезны в формировании и толерантности, потому что они учат учеников представлять и защищать публично результаты своих и сследований и свое мнение. VI. Интервьюирование. Чтобы при формировании толерантного сознания у человека свериться с буквой закона, надо заглянуть в книги, но чтобы найти конкретные примеры прав в действии, достаточно оглядеться вокруг себя там, где мы живем. Например, если класс изучает права ребенка, то важным источником информации о том, как изменилась жизнь детей за прошедшие годы, будут их собственные родители, дедушки и бабушки.
Методические приемы, формирующие толерантное сознание школьников VII. Содержание уроков толерантности предусматривает: 1. Разрешение проблемных вопросов и ситуаций. 2. Анализ текстов морально-этического содержания. 3. Рисование (Нарисуй портреты своих друзей и придумай для них добрые пожелания). 4. Анкетирование и тестирование. 5. Сопоставление положений, взятых из разных мировых религий на одну из норм поведения человека и пословиц разных народов. (Какой общий смысл содержится в этих высказываниях?) 6. Составление толкового словаря толерантности (Тезаурус толерантности) и др.
Выдержки из составленного детьми «Толкового словаря толерантности»: Это когда человек все понимает по-своему. Это как ТЫ думаешь Толерантность: Это нормальное общение людей. Это терпение организма Это терпимость к чужим мнениям и верованиям Права человека: Это собственные права человека Это права с рождения. Например, право на самостоятельную жизнь Это право человека на жизнь, семью, имя и даже на первый шаг. Агрессивное поведение: Это когда человек не понимает шуток и сразу устраивает драку. Всегда недоволен чем-то, злится на других и обзывается. Злое поведение, когда человек злится, сердится. Это когда кто-то машет руками и кричит. Неагрессивное поведение: Это хорошее поведение. Это поведение доброго человека.
Выдержки из составленного детьми «Толкового словаря толерантности»: Пример письма-сочинения, написанного ребенком для участия в «Конкурсе письма»: Здравствуй, Саша! Знаешь ли ты, что в нашей стране даже у ребенка есть свои права? Вот я имею право учиться в школе, имею право проводить свое свободное время, как хочу. Например, могу записаться в кружок или спортивную секцию, а на каникулах отдыхать в лагере. Я имею право выбирать себе друзей и свободно высказывать свое мнение, даже если оно не такое, как у учителя. Мама рассказывала мне, что раньше в школе за это ругали, а теперь у детей больше прав. Напиши, как ты живешь? Гена.
Методы формирования этнокультурной компетентности: Кросс - культурный (параллельное изучение этнокультур; анализ их сходства и различия). Метод доступности (перевод информации на доступный ребенку язык, подключение к восприятию всех рецепторов). Метод наглядности (обилие наглядного материала). Метод образной медитации (погружение ребенка в изучаемую культуру). Метод эмпатии (переживание детьми состояний персонажей, героев, представителей иной этнической группы). Метод игротерапии (развитие навыков общения в игре). Культурный ассимилятор (создание искусственных коммуникативных ситуаций между представителями разных этнических групп). Организация предметно-развивающей среды (оформление по мещений, создание выставок, использование аудио - визуальных средств).
Еще в 30-е годы 20 века писатель Бруно Ясенский написал замечательные слова: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство» [3: 82]. Каждый определяет свою границу допустимого и свою «линию защиты», свою стратегию поведения в разных ситуациях, но не замечать проблему вовсе – преступно! Наконец, можно и нужно говорить не просто о способности «терпеть» рядом «другого», но - об «активной толерантности». То есть - об умении активно сотрудничать с «другим», а для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. В то же время «активная толерантность» - это и умение «мирно», неконфликтно убедить «другого» в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец, «активная толерантность» - это подчас и непосредственное действие, способность заступиться за униженного, защитить права другого и т.д. [3: 82-84].
Особенностей развития толерантности у учащихся младшего школьного возраста. Составляющие толерантности младшего школьника : позитивное отношение к себе; готовность принимать на себя ответственность за свои поступки; выделение человеческих отношений как значимой и самостоятельной ценности; восприятие людей как активных субъектов, обладающих чувствами эмоциями и желаниями; различение и раздельная оценка личности и поведения; комплексное восприятие ситуации взаимодействия; рефлексия действий и текущих психологических состояний; творческость, гибкость и оригинальность мышления; коммуникативная компетентность.
Особенностей развития толерантности у учащихся младшего школьного возраста. Основные показатели сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста: просоциальная направленность; успешная социальная адаптация; способность к активному творческому взаимодействию со средой.
Особенностей развития толерантности у учащихся младшего школьного возраста. Ребенок, обладающий высоким уровнем толерантности, выделяет других детей как значимых в своей жизни людей, стремится к установлению конструктивных отношений. Способен самостоятельно и творчески решать проблему взаимоотношений. Отношение ребенка к себе можно оценить как самопринятие. Одновременно он принимается своим непосредственным детским окружением. Ребенок, имеющий средний уровень толерантности, выделяет других людей как значимых в своей жизни людей, стремится к установлению конструктивных отношений. Действует с переменным успехом. В одних случаях демонстрирует понимание, принятие, ответственность и творческую активность. В других случаях демонстрирует неспособность к пониманию и сочувствию, реактивность и стандартность действий, непринятие и безответственность. Отношения со сверстниками неровные.
Особенностей развития толерантности у учащихся младшего школьного возраста. Ребенок, имеющий низкий уровень толерантности, не воспринимает других детей как самостоятельных субъектов; неспособен учитывать их эмоции и желания, прогнозировать их действия. Не принимает на себя ответственность за собственные действия. В проблемных и кризисных ситуациях рассчитывает на помощь и защиту значимых взрослых. Действует реактивно, стандартно. Самооценка не сформирована и колеблется от максимальной до минимальной, принимая преимущественно крайние значения. Детским окружением не принимается.