» Требования к уроку как требование современности Международная программа ЮНЕСКО по исследованию качества образования «Образование для всех» основные цели и принципы: доступность качество эффективность Состояние начального образования в России можно охарактеризовать как динамично развивающееся, но при этом и как нестабильное, противоречивое, отражающее взаимодействие традиций и инноваций, как проблемное, социально и экономически обусловленное, впитывающее в себя мировой опыт и новые веяния XXI в., и одновременно сохраняющее традиционный консерватизм образования в целом.
НОВАЯ ЦЕЛЬ: деятельностная содержательная ФГОС - урок НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УУД): Л, МП (РКП), П НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЧТО БУДЕТ КОНКРЕТНО МЕНЯТЬСЯ НА УРОКЕ? Общий навык решения, метод важнее результата Сотрудничать с другими людьми Язык учебных ситуаций УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОСОБНОСТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МИРЕ СОЦИАЛЬНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УМЕНИЕ ОБЪЯСНЯТЬ ЯВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Проблемно – исследовательский метод Значимость собственной позиции ученика
КРИТЕРИИ ОБНОВЛЁННОГО УРОКА Анализ информации из аутентичных источников Вопрос как инструмент исследовательского метода Говорить друг с другом Посредническая функция учителя Партнёрские отношения с детьми, ситуация успеха и уверенности Владение учителем инструментальной средой для проектирования и управления уроком!
Организация групповых видов деятельности Организация дискуссий с опорой на проблемные ситуации реальной жизни Умение работать с различными источниками информации Оценка результатов действий Осуществление системно – деятельностного подхода: ПОНЯТИЯ – СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ – ПОИСК и ОТКРЫТИЕ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - МОНИТОРИНГ ЧТО ДАЮТ УРОКУ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?
«Дельные советы»: КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА? Профессионально работайте с целями Доводите плотность уроков до оптимального уровня Обеспечьте более глубокую работу с текстами Давайте детям ясные инструктажи по выполнению заданий Не допускайте собственной гиперактивности и многословия Систематически используйте пропедевтические творческие и информационные задания Создавайте/применяйте на уроках «обстановку» читального зала Чётко структурируйте/делите учебный материал на основные/обязательные понятия Программируйте динамику урока Чётко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов воспитателей, родителей Работайте в командах с детьми
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА: Это урок, на котором сам добываю знания Это интересный, познавательный, нетрудный урок, на котором свободно общаются с учителем На котором не приходится делать одно и тоже Где человек учится быть человеком На котором уверенно себя чувствуешь Урок без стрессов « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); -установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; - зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); - соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения). Выявление места и причины затруднений
Основной целью этапа - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); - предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; - выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); - выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)
Основной целью этапа - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) Рефлексия УД на уроке