Мастер-класс и презентацию подготовила педагог-психолог, руководитель Центра «Здоровье» ГКООУ «Надежда» Гуреева И.В
Репродукт ивная функция Экономическая и хозяйственно- бытовая Воспитательная функция Функция контроля Коммуника тивная функция Досуговая функция Сексуальное воспитание
Благополучные семьи Семьи группы риска Неблагополуч- ные семьи Асоциальные семьи
ЗДОРОВЬЕ
БродяжничествоАгрессивностьХулиганствоПравонарушения Аморальные формы поведения Неадекватные реакции на замечания взрослых Низкая успеваемость, уклонения от учебы Неврастения Отсутствие навыков личной гигиены Неуравновешенность психики БолезниНедоедания Конфликты с учителями Частое употребление неформальной лексики Замкнутость, отчужденность Суетливость или гиперактивность Конфликты с родителями Контакты с криминогенными группировками
1. Диагностика семейного неблагополучия.Диагностика наблюдения специалистов; анкетирование детей и родителей; опросники, тесты; работа узких специалистов; мини-консилиумы; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи; протоколы КДН, ПДН; заявки семьи на оказание помощи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.
2. Индивидуальная помощь неблагополучной семье. советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальные беседы индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия.
Семьи, в которых "трудные" родители Семьи, в которых господствует безнадзорность Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей Семьи, в которых приоритет отдается материальному над духовной жизнью Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью Задание: Определить задачи классного руководи- теля (воспитателя) при работе с одним из типом неблагополуч- ной семьи
Семьи, в которых "трудные" родители Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Заинтересовать судьбой подростка в школе, пробудить интерес к его жизни в школе. Деликатно, тактично затронуть тему о совместном решении повседневных жизненных проблем ребенка дома и в школе
Семьи, в которых господствует безнадзорность Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях, понимающих их психологию
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы.
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Убедить, что терпение и снисходительность к ребенку - главное средство в его воспитании
1. Диагностика семьи 2. Индивидуальная работа с семьей 3. Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. спортивные группы; тренинговые группы; консультирование; семейные вечера
4. Профилактика семейного неблагополучия родительский всеобуч; ознакомление с психолого- педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу; летний лагерь; постановка на учет КДН, ПДН; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе
1.Нехватка материальных средств 2.Плохие жилищные условия 3.Нехватка общения 4.Отсутствие режима 5.Один родитель в семье 6.Один ребенок в семье 7.Многодетность семьи 8.Алкоголизм родителя /родителей
«Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед собой, перед другими людьми…» А. С. Макаренко
Не рекомендуемые фразы для общения: Рекомендуемые фразы для общения:
1. Материально-бытовые условия. 2. Эмоционально-нравственный климат. 3. Режим дня ребенка в семье. 4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей 5. Семейный досуг. 6. Уровень педагогической культуры родителей. назад
"Возьмите чашу терпения, налейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и хорошо все это перемешайте, потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на своем пути"