Пропедевтика физики
Характерные особенности новых учебников и программ Повышение научного уровня преподавания. Изучение вопросов современной науки. Обогащение учебного материала сведениями из истории и методологии науки. Изменение традиционной последовательности изучения разделов курсов.
Основная школа Первая ступень (5–6 классы): «Естествознание», «Природоведение», «Окружающий мир» Вторая ступень (7–9 классы): базовый курс физики
Негативные тенденции Неправильная последовательность изучения курсов Несогласованность программ курсов естественнонаучного цикла Нарушается преемственность естественнонаучного образования Происходит ненужное дублирование некоторых вопросов Существенная перегрузка учащихся Падение интереса к предметам естественнонаучного цикла
Недостаток современной системы естественнонаучного образования Недостаток современной системы естественнонаучного образования Отсутствие взаимодействия между предметами естественного цикла Мешает формированию у учащихся единой естественнонаучной картины мира Мешает раскрытию общности методов исследования, применяемых в естественных науках
Новая концепция естественнонаучного образования Пересмотр содержания естественных предметов Опережающее изучение физики с 5-го класса Опережающее изучение химии с 6-го класса
Целью исследовательского проекта являлась разработка и внедрение курса физики 5–6 классов, обеспечивающего понятийную базу для изучения других предметов естественного цикла, а также пересмотр содержания естественнонаучного образования в начальной и основной школе, обеспечение преемственности в формировании естественнонаучных понятий и учебно-познавательных умений учащихся
Особенности начального курса физики Богатство и разнообразие содержания. Включение элементов логики. Методологические знания. Межпредметные знания. Сведения из истории науки и техники. Прикладные знания. Экологические знания. Валеологические знания.
Виды деятельности Познавательная Практическая Организационная Оценочная Деятельность самоконтроля
Физика. Астрономия. Пропедевтический курс Физика - химия (Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.) Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5-6 кл. 2 ч/нед. Используется примерно в 2% школ. Предусматривает ознакомление учащихся с основными явлениями физики и химии, встречающимися в повседневной жизни. Направлен на формирование целостного представления о природе, демонстрацию многообразия природных явлений и процессов, их взаимосвязи. Учебно-методические пособия: Физика и химия 5-6. Учебник. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. - Дрофа, Преподавание физики и химии в 5-6 классах. Гуревич А.Е. и др. - Дрофа, 1997.
Учебник знакомит учащихся 5-6 классов с многообразными явлениями физики и химии, изучаемыми на первой ступени курса естествознания. Изложение ведется нетрадиционно – рисунок является основным средством подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту. В учебник включено более 30 лабораторных работ, завершающих изучение тем как по физике, так и по химии. Книга написана в соответствии с авторской программой.
Программа 5-й класс (68 ч: 2 ч в неделю, резерв 6 ч) (35 ч: 1 ч в неделю) 5-й класс (68 ч: 2 ч в неделю, резерв 6 ч) (35 ч: 1 ч в неделю) Введение (3 ч) Тела и вещества (14 ч) Взаимодействие тел (13 ч) Физические явления (5 ч) 6-й класс (68 ч: 2 ч в неделю) (35 ч: 1 ч в неделю) 6-й класс (68 ч: 2 ч в неделю) (35 ч: 1 ч в неделю) Физические явления (13 ч) Химические явления (5 ч) Человек и природа (17 ч)
Лабораторные работы Введение Тела и вещества Определение размеров физического тела. Измерение объема жидкости и емкости сосуда с помощью мензурки. Измерение объема твердого тела. Наблюдения тел и веществ. Сравнение физических тел по их характеристикам. Наблюдение воды в различных состояниях. Измерение массы с помощью рычажных весов. Определение плотности вещества. Наблюдение делимости вещества. Наблюдение явления диффузии. Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ. Знакомство с химическими элементами при помощи периодической системы Менделеева.
Лабораторные работы Взаимодействие тел Физические явления Измерение силы с помощью динамометра. Наблюдение зависимости инертности от массы тела. Наблюдение электролизации различных тел и их взаимодействия. Изучение свойств магнита. Изучение трения. Наблюдение различных видов деформации. Исследование зависимости силы упругости от деформации. Изучение зависимости давления от площади опоры. Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах. Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения. Исследование действия жидкости на погруженное в нее тело. Выяснение условия плавания тел в жидкости. Наблюдение относительности механического движения. Измерение пути и времени движения. Измерение скорости движения. Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении. Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении. Наблюдение испарения и конденсации воды. Изучение испарения жидкостей. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении. Наблюдение кипения воды. Разметка шкалы термометра. Наблюдение теплопроводности различных веществ.
Лабораторные работы Физические явления Физические явления Человек и природа Сборка простейшего электромагнита. Наблюдение различных действий тока. Наблюдение теней и полутеней. Изучение отражения света. Наблюдение отражения света в зеркале. Наблюдение преломления света. Получение изображений с помощью линзы. Наблюдение спектра солнечного света. Ознакомление с источниками звука. Наблюдение физических и химических явлений. Определение азимута Солнца с помощью компаса. Измерение атмосферного давления барометром. Знакомство с простыми механизмами. Вычисление механической работы. Изучение устройства и принципа действия телеграфного аппарата.
Изучение нового материала: Изучение нового материала: ответ на вопрос учителя; предложить таблицу по изученному на уроке материалу и заполнить ее; предложить таблицу по изученному на уроке материалу и заполнить ее; оформление изученного материала в виде структурно логической схемы; составление опорного конспекта и т. д.
Краткое сообщение по новому материалу
Работа с учебником: разбить параграф на части, дать название каждой части, составить план ответа и др.;
Объяснение физической демонстрации
Составление плана или конспекта по рассказу учителя. Заполнение предложенной учителем таблицы
Проверка домашнего задания, повторение ранее изученного материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся: ответ на вопрос при фронтальном опросе; написание физического сочинения; подготовка и оформление реферата; рассказ у доски по памяти; работа у доски с опорным конспектом; выполнение домашнего экспериментального задания; выполнение домашнего экспериментального задания; физический диктант; самостоятельная кратковременная работа; контрольная работа и т. д.
ПРОБИРКА – это слово ГИПОТЕЗА – это слово ФИЗИКА – это слово ИНЕРЦИЯ – это слово ЛИТР – это слово 1.Русское 2.Латинское 3.Французск. 4.Испанское 5.Итальянск. 1.Голландск. 2.латинское 3.греческое 4.Австрийск. 5.русское 1.русское 2.латинское 3.польское 4.Английск. 5.греческое 1.Итальянск. 2.Греческое 3.Французск. 4.латинское 5.русское 1.русское 2.Французск. 3.Греческое 4.литовское 5.английское ВЫСОТУ ПОЛЕТА САМОЛЕТА измеряют ПЛОТНОСТЬ ЖИДКОСТИ измеряют БАРОМЕТР – это прибор для КТО изобрел патрон к электрической лампочке и резьбу к ней? УЧЕНЫЙ, обнаруживший, что вокруг проводника с током существует магнитное поле? 1.альтиметром 2.гигрометром 3.ареометром 4.манометр 5.эхолотом 1.манометром 2.барометром 3.спидометром 4.ареометром 5.линейкой 1.отбора проб крови 2.измерения скорости 3.измерения скорости зв ука 4.Измерения влажности 5.измерения атмосферного давления 1.Лодыгин 2.Яблочков 3.Якоби 4.Петров 5.Эдисон 1.Ампер 2.Кулон 3.Эрстед 4.Фарадей 5.Максвелл
Решение физических кроссвордов, ребусов
Выступление с докладом
Решение физических задач: решение типовой задачи; решение качественной задачи; участие в разборе новой физической задачи; решение экспериментальной задачи; решение задачи повышенной сложности; решение олимпиадной задачи и т. д.
Алгоритм решения задач по физике Внимательно прочти условие задачи. Произведи краткую запись условия задачи с помощью общепринятых буквенных обозначений.(СИ). Выполни рисунки или чертежи задачи. Определи, каким методом будет решаться задача, составь план решения. Запиши основные уравнения, описывающие процессы, предложенные задачной системой. Найди решение в общем виде, выразив искомые величины через заданные. Проверь правильность решения задачи в общем виде, произведя действия с наименованием величин. Произведи вычисления. Произведи оценку реальности полученного решения. Запиши ответ.
Проверь сам себя Cумей как я... Что называется давлением? По какой формуле можно рассчитать давление? Запишите формулу для вычисления давления на дно и стенки сосуда. С помощью какого прибора можно измерить атмосферное давление? Чем глубже опускаться, тем больше или меньше давление? Благодаря какому прибору можно измерить давление внутри жидкости?
Проверь сам себя Сделай лучше меня... А ну-ка быстро посмотри и разреши сомненье. Скажи нам, как узнать внутри у жидкости давление? Что произойдет, если пресную воду в аквариуме заменить на морскую? Как измениться давление, если в аквариум долить еще пресной воды? Измениться ли давление, если молоко перелить из бутылки в кастрюлю? Если часть воды из сосуда испариться, то измениться ли давление? И как. Зависит ли давление от объема жидкости?
Проверь сам себя А это тебе "слабо"?... Два сосуда одинаковой формы и размеров установлены так, как показано на рисунке.Что можно сказать: а) о массах воды в сосудах? б) о давлении на дно сосуда?
Выполнение лабораторных работ и работ физического практикума объяснение хода работы; допуск к работе; выполнение работы; выполнение дополнительного задания; оформление работы; отчет по работе и т. д.
Объяснение хода работы
Формы работы Игровая деятельность. Метод многократного повторения Карточки-задания друг другу ''Помощь друга' Фронтальные экспериментальные задания по рядам
Учусь наблюдать 1. Уточните объект наблюдения. (Что вы будете наблюдать?) 2. Осмыслите цель наблюдения. (Что вы хотите узнать?) 3. Предварительно разработайте и запишите в тетради план проведения наблюдения. 4. До начала наблюдения подумайте, когда вы будете осуществлять фиксацию наблюдаемых явлений (в процессе наблюдения или сразу же после его окончания)? 5. Выберите способ наблюдения (визуально или с помощью приборов). 6. Наблюдение проведите несколько раз. 7. Укажите точно и полно признаки наблюдаемых процессов. 8. Что существенно нового было обнаружено, а что общего с ранее известным? 9. Опишите наблюдаемый процесс (словесно, в виде формул, уравнений, рисунков, схем и пр.).
Учусь ставить эксперимент 1. Что я хочу узнать во время проведения эксперимента? 2. Что я уже знаю об этом явлении? З. Что я предлагаю сделать (идея эксперимента)? 4. Какие приборы и материалы мне нужны? 5. Каков план моих действий? 6. Как я буду действовать, и что я при этом получу? 7. Мое объяснение результата. 8. Анализ результата. Какие вопросы у меня возникают в связи с этим? 9. Мои выводы [2].
Что вам нравится при изучении физике?
Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?
На каком уроке вам интересно?
Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее экспериментальный характер. Поэтому наряду с обычными домашними заданиями - изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, решением задач и упражнений - необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов, измерений.
Результаты работы 1) повысилась учебно-познавательная активность школьников на уроке и при выполнении домашних заданий; 2) увеличилось число школьников, занимающихся внеурочной учебно- исследовательской деятельностью; 3) практически исчезли конфликты, связанные с получением оценки; 4) усилилась заинтересованность родителей в получении хороших результатов в обучении; 5) постепенно формировались такие качества личности, как ответственность, настойчивость в получении нужного результата, тщательность в выполнении заданий, исчезла боязнь получить плохую оценку; 6) усилилась самостоятельность школьников в обучении.
Качество знаний по физике учащихся «А» и «Б» классов по итогам учебного года
Городской турнир Юный физик 2006 год (1 место) Каюмова Вика – 6 класс 2007 год (3 место) Каюмова Вика – 7 класс
Технической олимпиада Шаг в будущее 2004 г. – 1 место по району и 3 место по городу; 2005 г. – 3 место по району; 2006 г. – 1 место по району и 1 место по городу; 2007 г. – 1 место по городу; 2008 г. - 2 место по району и 2 место по городу
Демонстрационный прибор