МОУ «Х АСАНШАИХСКАЯ СОШ » 1 УРОК ЛИТЕРАТРЫ В 7 КЛАССЕ
И НТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ : «Изображение родной природы в литературе (стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды»), музыке и живописи». 2
Ц ЕЛИ УРОКА : ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С КРАТКОЙ БИОГРАФИЕЙ Ф.И.Т ЮТЧЕВА, РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКЕ ПОЭТА ; РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА ; ФОРМИРОВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА – ЛИТЕРАТУРУ, МУЗЫКУ, ЖИВОПИСЬ. 3
Э ПИГРАФ К УРОКУ В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И.Тютчев 4
П ОЭТЫ, ХУДОЖНИКИ И КОМПОЗИТОРЫ ВОСХИЩАЮТСЯ КРАСОТОЙ И ВЕЛИЧИЕМ ПРИРОДЫ. 5 Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. С.ЕСЕНИН Осень Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! А.Н.Майков Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые? И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая ? А.ТОЛСТОЙ
А.Фет Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. А.Пушкин Еще дуют холодные ветры И наносят утренни морозы. Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки, Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетела первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста
7 И.И.ШИШКИН. Корабельная роща
8 И.И.ШИШКИН. Рожь
И.И.ЛЕВИТАН.Март 9
И.И.ШИШКИН Д УБОВАЯ РОЩА 10
П.И.ЧАЙКОВСКИЙ 11 Исследователь творчества Чайковского Кайгородов говорил о композиторе: «Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал»
Ф.И.ТЮТЧЕВ (1803 – 1873) 12 Главное достоинство стихотворений г. Ф. Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. О Н горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях… Н.А.Некрасов
13
П ЕРВОЕ ЗДАНИЕ М ОСКОВСКОГО У НИВЕРСИТЕТА НА К РАСНОЙ ПЛОЩАДИ ( СЛЕВА ). Б ЕЗЫМЯННАЯ ГРАВЮРА. Н АЧАЛО XIX ВЕКА И СТОЧНИК : М УЗЕЙ ИСТОРИИ М ОСКОВСКОГО У НИВЕРСИТЕТА 14
Значительным событием В литературной судьбе поэта стала публикация его стихов В пушкинском «Современнике» (1836) 15
П ЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА Т ЮТЧЕВА ПРОНИКНУТА ВОСТОРГОМ ПЕРЕД ВЕЛИЧИЕМ И КРАСОТОЙ, БЕСКОНЕЧНОСТЬЮ И МНОГООБРАЗИЕМ ПРИРОДНОГО ЦАРСТВА 16 Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебель колышет, И елей ветви шевелит. Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась…
17
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!» Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых майских дней Румяный, светлый хоровод Весело толпится за ней 18
С ЛОВАРНАЯ РАБОТА : Гласить – оповещать, сообщать Гонец (устар.) – посланец, имеющий срочное известие Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности света Аккомпанемент – музыкальное сопровождение 19
20 «Весенние воды» ТЕМА Изобразительно- выразительные средства композици я Наступление весны настроени е 1 и 2 строфы переход от зимы к весне 3 строфа появление весны стихотворный размер Четырехстопный ямб ритм Быстрый, к концу- замедленный Приподнятое, радостное, торжественное олицетворение эпитет метафора
В СТИХОТВОРЕНИИ «В ЕСЕННИЕ ВОДЫ » АВТОР ВОСХИЩАЕТСЯ ПРИХОДОМ ВЕСНЫ. П РИРОДА ПРОБУЖДАЕТСЯ, ВО ВСЁМ СТИХОТВОРЕНИИ ЧУВСТВУЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ, СНАЧАЛА БЫСТРОЕ, СТРЕМИТЕЛЬНОЕ, К КОНЦУ СПОКОЙНОЕ. П РОИЗВЕДЕНИЕ УВЛЕКАЕТ ЗА СОБОЙ ЧИТАТЕЛЯ И СОЗДАЁТ РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ. 21
ЛЕВИТАН И СААК И ЛЬИЧ ( ) Современники называли И.И. Левитана «поэтом русской природы». А. П. Чехов считал его лучшим русским пейзажистом. 22
23 «Весна. Большая вода» очень гармонична и притягательна, это одна из самых лирических картин Левитана.
РАХМАНИНОВ С ЕРГЕЙ В АСИЛЬЕВИЧ ( ) Его музыка неотделима от русской природы, от русской души и исконных мелодических основ русской музыки … 24
В ОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ Какую весну изображает С.В.Рахманинов: тихую, спокойную или яркую, радостную? Какими средствами музыкальной выразительности передано настроение в романсе? Что такое аккомпанемент? Что изображено в аккомпанементе? Какие ощущения возникают у вас, когда вы слушаете романс? 25
ПРАЗДНИКИ ВЕСНЫ 26 ПРАЗДНИК НАУРУЗ Праздник Науруз - новый день (год) совпадает с весенним равноденствием. Это один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедших до нас из глубины веков. "Науруз" отмечают в Азербайджане, Казахстане, республиках Средней Азии, в Афганистане, в некоторых регионах России и в Татарстане.
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. 27
ИТОГИ ПО УРОКУ Поэты, композиторы и художники восхищаются красотой природы. Природа сближает и объединяет людей, благотворно воздействует на их духовный мир. Человек, любящий природу, становится нравственно чище. 28
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Проанализируйте понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева. Прочитайте статью хрестоматии и составьте тезисный план. 29