РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ МИРЕ 1.1. Софисты- учителя риторики 1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» 1.3. Аристотель и его «Риторика» 1.4. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве 1.5. Квинтилиан- автор «Риторических наставлений»
Родина риторики
1.1. Софисты- учителя риторики Риторика- теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика- теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство знали и в древнем Египте и в Ассирии, и в Индии.. В V в. до н.э. в Элладе были распространены города- государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия. Верховным органом в таком городе было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Публично решались не только политические вопросы, но и совершался суд. Обвиняемы защищался сам, убеждая судей в своей невиновности. Общественная жизнь Древней Греции была такова, что приходилось выступать всем: политику- в собрании совета и на народном собрании, полководцу- перед своим войском, частному лицу- перед судом, а так же на празднествах. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появились платные учителя-СОФИСТЫ, которые не только обучали практическому красноречию, но и составляли речи для граждан. Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в.дон.э. школе философов- просветителей, создавших невиданный культ слова. Популярность учителей- софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть искусством красноречия. Софисты умели насмешкой уничтожить, довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Во времена софистов риторика была «ЦАРИЦЕЙ ВСЕХ НАУК»
1.2. Сократ и Платон- создатели теории «подлинного красноречия» Против софистов выступил Сократ (около до.н.э.). Для него абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является абсолютной мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов- софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты». Против софистов выступил Сократ (около до.н.э.). Для него абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является абсолютной мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов- софистов за стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он считал недопустимым брать плату за уроки, как это делали софисты, утверждая, что «продажа мудрости равнозначна продаже красоты». Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном (около до н.э.) в знаменитых диалогах «Горгий»,, «Софист», «Федр», в которых центральным персонажем является сам Сократ. Риторике софистов которую Платон не считал наукой, он противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины, а поэтому доступное только философу.. Суть теории в следующем: прежде чем начать речь о каком либо предмете, надо Чётко определить данный предмет. Ясно и чётко говорится о построении речи: вступление, изложение, доказательства, выводы. По мнению Платона подлинное красноречие основано на знании истины. Познав сущность вещей, человек приходит к правильному о них мнению, а познав природу людских душ, имеет возможность внушить своё мнение слушателям.
ПЛАТОН и СОКРАТ
1.3. Аристотель и его «Риторика» Дальнейшее развитие риторики связано с древнегреческим философом, учеником Платона, который блестяще развил его мысли об ораторском искусстве, Аристотелем ( до н.э.). Аристотель провёл в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филлиту Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына- Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, а после обеда риторикой. Дальнейшее развитие риторики связано с древнегреческим философом, учеником Платона, который блестяще развил его мысли об ораторском искусстве, Аристотелем ( до н.э.). Аристотель провёл в Академии учителя 20 лет. После подчинения Греции Филлиту Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына- Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, а после обеда риторикой. Он определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Убеждение зависит от характера говорящего, настроения слушателя и от самой речи. Аристотель много писал о необходимости понимания человеческих страстей, возрастных и социальных особенностей человека.
Ученик Платона - Аристотель
1.4. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Марк Туллий Цицерон ( до н.э.)- крупнейший древнеримский оратор, политик, писатель. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют три книжки: «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор». По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон придерживается классической схемы риторического процесса. Оратор должен: Найти что сказать; Найти что сказать; Найденное расположить по порядку; Найденное расположить по порядку; Придать ему словесную форму; Придать ему словесную форму; Всё это запомнить; Всё это запомнить; Произнести Произнести
Марк Тулий Цицерон
Квинтилиан- автор «Риторических наставлений» Знамениты римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35- ок.100 н.э.). Опыт классической риторики обобщён в 12-ти книгах «Риторических наставлений». Труд Квинтилиана систематичен и старого продуман. Знамениты римский оратор Марк Фабий Квинтилиан (35- ок.100 н.э.). Опыт классической риторики обобщён в 12-ти книгах «Риторических наставлений». Труд Квинтилиана систематичен и старого продуман. Он рассматривал риторику как науку о способности хорошо говорить и силе убеждать. Квинтилиан не считал необходимым строго придерживаться риторических правил, он придавал большое значение самостоятельности автора. Им разработана стройная система подготовки автора. Он рассматривал риторику как науку о способности хорошо говорить и силе убеждать. Квинтилиан не считал необходимым строго придерживаться риторических правил, он придавал большое значение самостоятельности автора. Им разработана стройная система подготовки автора. Таким образом, если для греков главное в риторике – искусство убеждать, что римляне больше ценили искусство хорошо говорить. Таким образом, если для греков главное в риторике – искусство убеждать, что римляне больше ценили искусство хорошо говорить. Риторики на национальных языках появляются в Европе в XVI-XIX в.в. Риторики на национальных языках появляются в Европе в XVI-XIX в.в.
Марк Фабий Квинтилиан
Построение речи по Квинтилиану