Педсовет Воспитательный потенциал урока: проблемы, находки и решения
Задачи: ознакомить с опытом реализации воспитательного потенциала урока; определить резервы и возможности повышения воспитательной функции образования на уроке; выявить проблемы в реализации воспитательной функции на уроке.
«Содержание образования должно обеспечивать…формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» ( Закон РФ «Об образовании», ред г.)
«из приказа Мин.образования России 574 от г» В становлении личности каждого члена современного общества школа играет ведущую роль. В становлении личности каждого члена современного общества школа играет ведущую роль. Программа развития воспитания в системе образования России выделяет воспитание, как важнейшую стратегическую задачу.
Соотношение обучения и воспитания – фундаментальная педагогическая проблема Современное обучение должно опираться на новое понимание содержания школьного образования, в состав которого входят не только «знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности», но и «опыт творческой деятельности»,и опыт «эмоционально – ценностного отношения к миру» ( М.Н.Скаткин, В.В.Краевский). ( М.Н.Скаткин, В.В.Краевский).
Главная задача учителя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс – обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо вырабатывать стремление у обучающихся к практическому использованию знаний на благо человека и общества. По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим.
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке.» (Е.Ильин)
Сегодня бесспорна актуальность осмысления существующих проблем, подходов, путей и возможностей в реализации воспитательной функции урока, а также существующий опыт обучения, «приводящий к формированию у учащихся определенных отношений к обществу, природе, собственной личности и деятельности».
Триединая цель урока: познавательнаяразвивающаявоспитывающая
По решению педагогического совета от г. Разработаны схемы анализов воспитательного потенциала урока по ШМО; Методическим советом школы обобщены материалы и разработана универсальная схема воспитательного аспекта урока; Проведены взаимопосещения уроков педагогами, руководителями ШМО, администрацией школы
Воспитательный потенциал урока в себя включает: Организационно-эстетическую среду Содержание Стиль образовательного общения Культуру управления образовательной деятельностью Дидактическую структуру Методические приемы
С какими нравственными объектами вступает ученик во взаимодействии на уроке? «Другие люди». Отношение проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность. «Я».Отношение проявляется в таких качествах как гордость, скромность, требовательность, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность, честность. «Общество и коллектив». Отношение проявляется в таких качествах как чувство долга, ответственность, трудолюбие, сопереживание.
Отношение к труду. Характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашнего задания, подготовка своего рабочего места, собранность, усердие. Родина. Отношение проявляется в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности за ее трудности, в желании принести ей пользу. Отношение к труду. Характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашнего задания, подготовка своего рабочего места, собранность, усердие. Родина. Отношение проявляется в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности за ее трудности, в желании принести ей пользу.
4 декабря прошла серия открытых уроков: Путина Е.А., 3б, граждановедение; Исыпова О.Л., 5б, ОБЖ; Созонтова О.Е., 9 б, география; Белоусова З.Е., 9г, английский язык
Урок истории ( конкурс «Учитель года – 2007») Задание по группам Как происходит реализация воспитательного потенциала урока : Как происходит реализация воспитательного потенциала урока : 1. через организационно – эстетическую среду; 2. через содержание урока; 3. через стиль общения и культуру управления образовательной деятельностью; 4. через формы и методы. 5. На воспитание каких качеств личности был направлен урок?
Свободный микрофон Проблемы, возможности, возможности, резервы… резервы…
Какие аспекты воспитательного процесса, на ваш взгляд, являются наиболее важными и необходимыми? ( результаты анкетирования) Нравственное Физическое, патриотическое ТрудовоеЭстетическоеИнтернациональноеПравовоеЭкологическоеЭкономическоеПоловое
Для хорошей школы совершенно недостаточно высоких достижений ЗУНов…Хорошая школа должна не только натаскивать на поступление в ВУЗ, но и «сеять разумное, доброе, вечное», и, кстати не только сеять, но и отвечать за полученный урожай…
Проект решения: 1.Рекомендовать обобщить опыт учителей Исыповой О.Л., Созонтовой О.Е., Белоусовой З.Е., Путиной Е.А. 2. При использовании учебного плана использовать региональный компонент. Обсудить на заседаниях ШМО проблему внедрения регионального компонента, как одного из требований стандарта обучения. 3. Провести в марте 2008 г. педсовет «Роль классного руководителя в воспитании личности».( отв.Татасова Т.Н.) 4.Провести обучающий тренинг для педагогов школы по проблемам «Умей сказать: Нет!» ( отв. Истомина М.Ю.) 5. Провести цикл бесед (тренингов) для родителей с помощью психологов городского центра по проблемам воспитания.
Конкурсы «Лучший учитель» ( ПНПО «Образование») «Учитель года – 2008». Номинации: « Учитель» « Учитель» « Классный руководитель» « Классный руководитель» « Преподаватель физической « Преподаватель физической культуры « культуры « « Преподаватель ОБЖ» « Преподаватель ОБЖ» «Социальный педагог» «Социальный педагог»
Конкурсы Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ( Сертификат, сборник тезисов, компакт – диски ). Заявки до 15 декабря. Школьный смотр – конкурс методических и дидактических средств обучения (январь). Школьный конкурс «Эврика» ( лучший урок, в т.ч. лучший урок с использованием ИКТ) (февраль) Школьный конкурс «Лучший классный час» ( с использованием ИКТ ) ( март)
Региональная научно – методическая конференция «Рождественские чтения» (применение ИКТ в образовании) Секции: 1. Преподавание информатики в начальной, средней и старшей школе. 2. ИКТ в преподавании различных дисциплин. Время проведения: января Время проведения: января Регистрация до 30 декабря Регистрация до 30 декабря Место проведения: ПГУ Место проведения: ПГУ
Спасибо за работу !