МАСТЕР-КЛАСС «Технология развития критического мышления в преподавании истории»
«…это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю…». «…в педагогике критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт».
1 стадия2 стадия3 стадия ВызовОсмыслениеРефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Игра «Верите ли Вы, что…?» Инсерт Кластер Тонкие и толстые вопросы Шесть шляп Фишбон Синквейн Ромашка Блума Плюс – минус – интересно Корзина Идей Детонатный граф
Верите ли вы, что у индейцев майя астрология была официальной и обязательной наукой? 2. Верите ли вы, что для каждого составляли специальный пророческий календарь, в котором была описана вся будущая жизнь человека от начала до конца? 3.Верите ли вы, что гороскопы-пророчества исполняли как песни над колыбелью младенца? 4.Верите ли вы, что календарь майя состоял из двенадцати месяцев?
Ответы на вопросы, заполнение таблицы. 2.Изучение текста, поиск правильных ответов на вопросы. 3.Возврат к вопросам 4.Подведение итогов: -По каким вопросам Ваше мнение совпало? Почему? -По каким вопросам Ваше мнение изменилось? Почему? -С чем Вы сегодня познакомились таким необычным способом?
Делает зримым процесс накопления информации «V» – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы.
При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу: В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем. «V»«V»«+»«-»«?» Уже зналНовоеДумал иначеЕсть вопросы, не понял
(«гроздь», «пучок», «созвездие») выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия. Модель «планеты и ее спутники»
Российская империя в начале XIX века Сословия духовенство казачество крестьянство русские белорусы украинцы татары мордва удмурты Национальный состав Религии православие буддизм протестантизм ислам
Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум. Систематизируйте по смысловым блокам Защита кластера
Размышление шестью различными способами БЕЛАЯ шляпа – мыслим фактами, цитируем чью-либо точку зрения. ЖЁЛТАЯ шляпа – позиция «За», выделить позитивные стороны и их аргументировать. ЧЁРНАЯ шляпа – позиция «против», что было трудно, проблематично, негативно, проанализировать причины. КРАСНАЯ шляпа – эмоциональная. Объяснить эмоции, связанные с рассматриваемым явлением. ЗЕЛЁНАЯ шляпа – творческое мышление. Необходимо найти новые грани в изучаемом. СИНЯЯ шляпа – философская. Обобщает высказывания всех.
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать... Мне больше всего удалось... Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за... Меня удивило… Для меня было открытием то, что... На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту…