Фомина Светлана Витальевна зам. директора по УВР МОУ Вандышевская СОШ Уйского района Условия развития инновационного потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Кафедра педагогики и психологии Выпускная аттестационная работа по дополнительной образовательной программе «Технологии управления персоналом» Научный руководитель: Алла Александровна Севрюкова кандидат педагогических наук, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Челябинск – 2011
Актуальность нашего исследования обусловлена современной стратегией обновления образования при которой, условием успешного развития инновационных процессов в сфере образования становится инновационный потенциал коллектива. Неумение учителей грамотно организовать инновационную деятельность. Проблема нашего исследования: какими должны быть условия для того, чтобы эффективно развивать инновационный потенциал педагогического коллектива образовательного учреждения?
Объектом исследования является инновационный потенциал педагогического коллектива образовательного учреждения Предмет исследования: управление процессом развития инновационного потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса управленческих условий, созданных в образовательном пространстве школы и обеспечивающих эффективное развитие инновационного потенциала педагогического коллектива.
Гипотезы исследования – эффективность развития инновационного потенциала педагогического коллектива будет обеспечена, если определены управленческие условия успешного развития инновационного потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения. Задачи исследования: – уточнить понятия «потенциал», «инновационный потенциал» и «развитие инновационного потенциала»; – теоретически обосновать управленческие условия развития инновационного потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения; – разработать и внедрить программу по реализации управленческих условий развития инновационного потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения.
Значимость проведенного исследования заключается в разработке и реализации программы развития инновационного потенциала педагогического коллектива, раскрывающей содержательное обеспечение этого процесса.
Инновационный потенциал - совокупность внешних и внутренних факторов, необходимых для ведения инновационной деятельности, позволяющей образовательному учреждению эффективно развиваться. Инновационный потенциал педагогического коллектива - совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающаяся в готовности совершенствования педагогической деятельности и наличии внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. Развитие инновационного потенциала определяется как процесс изменения его ресурсных возможностей (личностных качеств, профессиональных знаний и способностей в сфере педагогической деятельности.
Для обеспечения эффективного развития инновационного потенциала мы выдвинули соответствующие условия: – осуществление методической работы с учителями на основе программы развития инновационного потенциала, учитывающей современные принципы и подходы к организации инновационной деятельности в общеобразовательной школе; – содействие учителю в повышении уровня его профессионального самосознания; – создание в школе инновационной среды, обеспечивающей генерацию и реализацию новых педагогических идей, технологий, проектов.
Результаты анкетирования при исследовании мотивационного компонента МОТИВЫ: 1.осознание недостаточности достигнутых результатов 2.высокий уровень профессиональных притязаний 3.потребность в контактах с интересными 4.желание создать эффективную школу 5.потребность в новизне 6.потребность в поиске 7.потребность в самовыражении 8.ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах 9.желанием проверить на практике полученные знания 10.стремление быть замеченным и по достоинству оцененным
Уровень новаторства учителей в школьном коллективе К = 241 / 324 = 0,74; 0,65 < К < 0,85 – допустимый уровень. К = 259 / 324 = 0,80; 0,65 < К < 0,85 – допустимый уровень.
Информационная готовность педагогического коллектива
Антиинновационные барьеры, препятствующие освоению инноваций
Уровень развития инновационного потенциала педагогического коллектива МОУ Вандышевская СОШ
Спасибо за внимание!