ПЕДСОВЕТ РОЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПОЦЕССА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВАРИАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ. МОУ средняя общеобразовательная школа 11 Исполнитель зам.директора по УВР Рюмина В.Г.
ЦЕЛЬ ПЕДСОВЕТА: Рассмотреть вопросы эффективности практической деятельности педагогических работников в формировании ключевых компетенций учащихся в свете требований РСОКО
Какое образование нужно в XXI веке? Чему и как учить детей? 1.После школы ребенок должен уметь применять свои знания на практике. 2.Быть активным, самостоятельным и толерантным членом общества. 3. Здоровье как физическое, так и психическое должно быть сохранено и по возможности развито.
Индивидуализация Основная проблема индивидуализации в современной школе заключается в том, что необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся в условиях классно-урочной организации, т.е. в условиях: - ограниченного времени на изучение определенного материала всеми школьниками; Одновременное обучение школьников с различными возможностями и потребностями.
Основные вопросы: 1. Кого мы учим ? 2. Чему мы учим? 3. С помощью чего мы учим? 4.Как мы учим?
Кого же мы учим? Определить от каких индивидуальных характеристик (качеств) личности ребенка зависит его образование? Выделить качества, на которые учитель- школа могут оказать непосредственное влияние. На что осуществляется влияние или к чему адаптируем образовательный процесс? Средства, с помощью которых осуществляется влияние или адаптация.
Приоритеты школьного образования 1.Качество обучения по предметам, то есть фактические знания. 2. Компетентности и навыки применения полученных знаний. 3. Социализация учеников, то есть подготовка их к жизни. Компетентность – реализация знаний в деятельности.
Чему и с помощью чего мы учим? Выделите основные характеристики, которым должны соответствовать атмосфера и стиль взаимоотношений субъектов индивидуализированного образовательного процесса. Оцените, насколько атмосфера в школе в целом и на ваших уроках в частности соответствует этому. Оцените пространственно-предметное окружение ученика (материально- техническая база, средства обучения).
Как мы учим? Какие методы должны присутствовать в индивидуализированном образовательном процессе? Что же будет определять их выбор? Какие формы организации познавательной деятельности учащихся вы чаще всего используете в своей практике? Какие из них в наибольшей степени отвечают требованиям индивидуализированного образовательного процесса?
Компетентность - это Знания, умения, навыки учителя, способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм. Сумма технологий, методов и приемов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности. Знания, умения и навыки, необходимые учителю для профессиональной деятельности. Знания, умения и навыки педагога + набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности.
Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению». Селективной,двухсторонней отметочной системе оценивания. Принудительным формам организации учебных занятий. Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства.
Принципы компетентностного подхода в образовании Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития. Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки. Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат. Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся к управлению ОУ и оценке его деятельности.
Направления применения компетентностного подхода в школьном обучении Формирование ключевых компетенций надпредметного характера. Формирование обобщенных умений предметного характера. Усиление прикладного характера содержания школьного образования. Формирование тех умений, которыми современные люди пользуются в повседневной жизни.
Компетенция-это Поведение педагога + навыки общения с коллегами и учащимися, обеспечивающие качественное выполнение своей профессиональной деятельности. Способность конкретного специалиста разрешить создавшуюся проблему. Приложение знаний, профессиональных умений и навыков педагога. Способность педагога поддерживать собственный профессиональный уровень.
Ключевые компетенции - комплексность разрешения проблем; Обучаемость- реализация самообразования в течение всей жизни; Коммуникативность- умение общаться; Информированность- умение работать с различными источниками информации, создавать собственную информацию.
Группы ключевых компетенций Коммуникативные. Информационные технологии. Исследовательские. Проектные. Работа с числами. Организационные. Работа в группе. Умение учиться. Личностная. Решение проблем.
Ключевые компетенции характеризуются тем, что они: Позволяют решать сложные задачи; Полифункциональные; Требуют наличия интеллектуальных качеств и эмоциональных свойств; Сложно устроены и требуют для реализации большого количества умений и навыков.
Виды ключевых компетенций учащихся в процессе их формирования Учебно- познавательные Гражданско- политические Информационно- коммуникативные Социально- трудовые Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке Внеурочная Форма деятельности
Эффективные средства измерения компетенций учащихся: Портфолио; Система интегрированных заданий; Ситуационные задания; Задания практико- прикладной направленности; Публичная защита и экспертная оценка проектной и исследовательской деятельности школьников; Педагогические наблюдения за учащимися; Тесты на выявление минимальной компетентности; Экспертная оценка самостоятельной работы учащихся; Участие в проблемных семинарах, дискуссиях.
Элементы компетентностной модели современного учителя Ценности, принципы и цели. Профессиональные качества. Ключевые компетенции. Педагогические методы, способы и технологии. Профессиональные позиции.
Ценности Свобода учащегося быть самим собой; Каждый человек обладает своим «совершенством»; Помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными; Индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям; Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя; Чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций; Приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Профессиональные качества Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся; Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность; Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися; Иметь развитую способность к критике и рефлексии; Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания; Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности; Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу; Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес; Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим; Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами; Демонстрировать компетентное поведение- собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т. п. Демонстрировать увлеченность своим предметом; Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Характеристики индивидуализированного образовательного процесса Оцените, какие характеристики присутствуют в образовательном процессе в нашей школе.
Основные компетенции современного учитля Уметь учиться вместе с учениками. Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся. Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности Уметь подмечать склонности учащегося и определять наиболее подходящий для него учебный материал. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся. Уметь организовать исследовательскую деятельность учащихся. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценить свои достижения и совершенствовать их. Уметь организовать рефлексию своей деятельности. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Педагогические методы, способы и технологии Технология «критического мышления». Проектно-исследовательский метод. Организация разнообразных форм диалога и дискуссий. Методы формирования понятий.