Педагогические конфликты и пути их преодоления Подготовила учитель математики МБОУ Увельская СОШ 1 Мурзина Нина Александровна
Виды конфликтов : конфликты деятельности конфликты поведения конфликты отношений
В социальной психологии и педагогике выделено пять типов отношений : отношения диктата отношения нейтралитета отношения опеки отношения конфронтации отношения сотрудничества
Объективные причины возникновения конфликтов на уроке : а ) утомление учащихся ; б ) конфликты на предыдущем уроке ; в ) ответственная контрольная работа ; г ) ссора на перемене, настроение учителя ; д ) его умение или неумение организовать работу на уроке ; е ) состояние здоровья и личностные качества.
Примеры ситуаций и поведение педагога при их возникновении : невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знаний, мотива ; неправильное выполнение учебных поручений ; эмоциональное неприятие учителя ; эмоциональная неуравновешенность учащихся.
Процедура урегулирования конфликтов : воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле ; не делать поспешных выводов ; при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений ; научиться ставить себя на место другой стороны ;
не давать конфликту разрастись ; проблемы должны решаться теми, кто их создал ; уважительно относиться к людям, с которыми общаешься ; всегда искать компромисс ; преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.
Рекомендации : Нельзя быть олицетворением лозунга « Учитель всегда прав !». Нужно быть человеком, а если получится, то человеком с большой буквы. Не надо стесняться признаваться в собственных ошибках, нужно быть честным с детьми, добрым, но не добреньким. Не давать обещаний, которые не можешь выполнить. Быть оптимистом. Быть активным и инициативным. Быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и учениками, - установить её снова будет гораздо труднее.
Рекомендации классному руководителю : Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения. Главное – не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, которое вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно. Главное – найти какое – либо интересное дело, в которое можешь вовлечь учеников, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними. Дети в классе – твое отражение ; старайся постоянно работать над собой.