Закон РФ «Об образовании» Ст.14 Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ
Возможные формы и содержание образовательных программ в рамках перехода на ФГОС II поколения Образовательная программа (ОП) выступает основным механизмом реализации стандартов второго поколения, которые являются, безусловно, позитивным проектом современной начальной школы. В одном документе взаимосвязанными становятся: цели и планируемые результаты обучения, воспитания, развития обучающихся; учебный план и система внеурочной работы; механизмы формирования определенных качеств (характеристик) школьника и система их мониторинга.
Необходимо при проектировании Образовательной программы: признать право общеобразовательного учреждения на выбор УМК или систему учебников из УМК (СУ из УМК); учесть особенности УМК (СУ из УМК) и его возможности по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания начального общего образования на современном этапе; проанализировать условия реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования между УМК (СУ из УМК) начальной школы и соответствующих программ (пособий) дошкольного образования.
Структура Образовательной программы пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план; программа формирования универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания ; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов.
Раздел1. Пояснительная записка Создание пояснительной записки Образовательной программы предусматривает анализ целей и задач, основных концептуальных и теоретических положений Стандарта, Типового положения об общеобразовательном учреждении и соответствующего УМК, кроме того, предполагается детальный анализ особенностей образовательного учреждения. Структурные компоненты пояснительной записки: введение; цели и задачи реализации Образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам образования; принципы и подходы к формированию Образовательной программы; общая характеристика Образовательной программы; состав участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения; заключение.
Раздел 2. Планируемые результаты. В соответствии со Стандартом планируемые результаты освоения Образовательной программы должны: обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы; являться основой для ее разработки; выступать содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися Образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. При проведении анализа можно воспользоваться следующими показателями: личностные результаты; метапредметные результаты (регулятивные УУД, познавательные УУД и коммуникативные универсальные учебные действия; предметные.
Раздел 3. Учебный план Обязательная часть определяет состав обязательных учебных предметов, учебное время, отводимое на их изучение. Вариативная часть учебного плана (2 - 4 классы) может быть использована для более основательного изучения обязательных учебных предметов, изучения других предметов; проведения занятий по выбору (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.); Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность.
Раздел 3. Учебный план Обязательная часть определяет состав обязательных учебных предметов, учебное время, отводимое на их изучение. Вариативная часть учебного плана (2 - 4 классы) может быть использована для более основательного изучения обязательных учебных предметов, изучения других предметов; проведения занятий по выбору (проектная деятельность, практические занятия, экскурсии и т. д.); Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность (для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта).
Раздел 4. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся Должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Основу определения универсальных учебных действий составляют: Примерная программа, УМК и планируемые результаты освоения Образовательной программы. В этой части Образовательной программы важно указать типические свойства методической системы УМК, которые оказывают непосредственное влияние на качество формирования УУД (например, комплектность, инструментальность, интерактивность, интеграция).
Раздел 4. Программа формирование универсальных учебных действий обучающихся Структура программы формирования универсальных учебных действий: пояснительная записка Программы формирования включает: - цель программы формирования УУД; - задачи программы; - ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования. Характеристика личностных результатов, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД обучающихся. В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов.
Раздел 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета, курса, описание его места в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты освоения конкретного учебного предмета, курса и его содержание; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (Программа воспитания). Программа воспитания призвана обеспечить духовно- нравственное развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры. Стандартом определены направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Раздел 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (Программа здоровья) Программа здоровья должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья. При проектировании Программы здоровья необходимо использовать взаимосвязанные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Раздел 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (Программа здоровья) Основные направления формирования здорового образа жизни: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения; рациональная организация образовательного процесса; организация физкультурно-оздоровительной работы; реализация дополнительных образовательных программ; просветительская работа с родителями (законными представителями).
Раздел 8. Программа коррекционной работы Создается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.
Раздел 9. Проектирование системы оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы Система оценки достижения планируемых результатов освоения ОП должна: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности; ориентировать образовательный процесс; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения Образовательной программы; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Интернет – ресурсы Сайт Федеральный государственный стандарт: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: /index.phphttp://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS- 2010/index.php Примерная основная образовательная программа начального общего образования: Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования: /2T/2T.phphttp://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS- 2010/2T/2T.php Проект ФГОС основного общего образования: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения и реализация образовательной системы «Школа-2100». Средняя общеобразовательная школа 135 г. Казани: