С ем инар для педагогов дополнительного образования, учителей технологии и технического труда, заместителей директоров по воспитательной работе, методистов ОУ РТ
Бернард Шоу
форма обучения для людей любого пола или возраста (объединенных в группы по определенной актуальной теме), знания, умения, навыки при которой приобретаются или совершенствуются через деятельностный подход путем самоорганизации и активизации творческого потенциала каждого участника; наглядная демонстрация достижений профессионала с целью передачи знаний и опыта слушателям для возможного использования их в работе; одна из форм учебного занятия, на котором учитель-мастер, вовлекая в творческую совместную деятельность каждого ученика, обучает его мастерству общения, творческого мышления, самостоятельной организации обучения, деятельностного освоения нового; одна из форм познания посредством активной деятельности участников, решающих индивидуально и совместно поставленную перед ними задачу; признаком данной формы является использование максимального потенциала каждого при создании творческого продукта и взаимодействии всех; это кухня, на которой шеф-повар учит поварят очень «простым» рецептам, которые позволяют общаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться, чтобы достичь высот мастерства.
это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми изюминками).
является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер – класса его участникам « инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер – класс.
Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов Повышение профессионального мастерства и квалификации участников; Распространение передового педагогического опыта; Внедрение новых технологий обучения и воспитания
наличие педагога – мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслуженного признания со стороны своих коллег. Как правило, такой педагог удовлетворяет следующим формальным критериям: Высшее образование Высшая квалификационная категория Значительный опыт работы в системе дополнительного образования детей Наличие публикаций программно – методического характера.
Мастер – класс может иметь разовый характер, может повторяться или иметь серийный характер. Это зависит как от самого руководителя мастер – класса, так и от потребностей педагогической среды, возможность данного УДО, Наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации, является серийное проведение мастер – классов. По формам мастер – класс может быть проведен : С педагогами и для них без участия детей; С группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории. Он может проводится для начинающих педагогов, имеющих значительный стаж работы, для подготовленной, высоко – профессиональной группы педагогов. В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер – класса.
Передача и обмен опытом; Деятельностный подход (Активная деятельность участников); Глубокое сочетание теории и практики; Смена деятельности; Наглядность; Образность; Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с учащимися); Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов); Проводит яркая личность; Нет назидательности; Вызывает желание сделать, как мастер;
Сделать лучше; Простота; Доступность; Творчество; Инициативность; Мозговой штурм; Исполнение различных ролей; Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей; Возможность получить «толчок» к творческой деятельности; Рефлексивная деятельность.
Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач); Тренинг или разминка (активизация деятельности); Блок учебной информации. Основные элементы опыта; Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Образная интерпретация; Рефлексия.
Идея; Подготовка, постановка цели, задач; План; Найти личность мастера (подбор команды); Подбор информации; Реализация проекта; Показ своей презентации (методов, приемов работы); Привлечение параллельно участников к активной деятельности; Рефлексия.
работа под девизом «Знаешь сам – научи другого»; умение владеть вниманием аудитории; максимальное вовлечение участников; развитие умения работать индивидуально и в группах; использование новых нетрадиционных форм и методов работы; высокий уровень педагогического мастерства; большое желание работать творчески; проявление индивидуальности (показ педагогических индивидуальных способностей).
Вступительная часть, где руководителем мастер – класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей. Основная демонстрационная часть; Комментирующая часть, где руководитель мастер – класса поясняет те элементы работы, которые, с точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер; Обсуждение занятия самими участниками мастер – класса; Подведение итогов руководителем мастер – класса.
Этапы работы мастер-классаСодержание этапаДеятельность участников 1.Подготовительно- организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия- прием Камертон), объявление темы. Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер- класса, показ своих изюминок (приемов) с комментариями. Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ. Заключительное слово. Анализ ситуации по критериям: -овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; - развитие способности к рефлексии; -развитие коммуникативной культуры. Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.
Пока какая-то идея не апробирована, она не может быть предложена в качестве мастер – класса.