ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ АТТЕСТАЦИЯ Консультацию для учащихся 9 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. Консультацию для учащихся 9 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ,2010 год. БИОКОМБИНАТ,2010 год. в 9 классе
Готовимся к экзамену
Время выполнения экзаменационной работы 240 минут
Структура экзаменационной работы Часть I Сжатое изложение Часть II Тест Часть III Сочинение- расссуждение С1С1 С2С2
Способы и приёмы сжатия текста. Исключение подробностей Выделить главное Убрать детали Исключение прямой речи Перевод прямой речи в косвенную
Обобщение Вычленение единичных существенны х фактов Объединение выделенных фактов в одно целое Подбор соответствующих языковых средств Составление нового текста
Типы заданий, направленных на сжатие текста 1. Сократить текст на одну треть ( вдвое, на три четверти... ). 2. Сократить текст, передав его содержание в одном – двух предложениях. 3. Убрать в тексте лишнее с вашей точки зрения. 4. Составить на основе текста « телеграмму ». Полный текстСокращенный на 1/3 Сокращенный на 2\3 Сокращенный на 3\4 «Телеграмма»
Инструкция « Как писать сжатое изложение ?» 1. Выделите в тексте существенные ( т. е. важные, необходимые ) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться. 6. Какие факты ( примеры, случаи ) можно объединить, обобщить в соседних частях текста ? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на « свой » язык. 9. Запишите этот сокращенный, « отжатый » текст на черновике.
Критерии оценки ГИА «2» - 0 до 20 баллов «3» - от 21 до 30 баллов «4» - от 31 до 40 баллов «5» - от 41 до 45 баллов
Пример. Задание 1. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое. Исходный текст. Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях - близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли разными. Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дальше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят : на пути - большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят : на высокой ветке дерева красивое яблоко. « Слишком высоко,- ворчит Ификл,- Не очень - то хочется этого яблока ». Геракл прыгает - и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит :» Отдохнем здесь, под кустиком ». –» Лучше побежим, предлагает Геракл, - Так мы скорее одолеем дорогу » Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становиться героем, победителем чудовищ. И все это потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл : воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (176 слов )
Текст сжатого изложения У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными. Ранним утром. Когда Ификл еще спит. Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути лужу, Геракл перпрыгивает через нее, А Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть. А Геракл тут же достает плод. Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывать волю. (90 слов )