Реализация гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях образовательного учреждения Факультет повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и специалистов в сфере воспитания
Нормативно-правовая база: «Национальная доктрина образования в российской Федерации до 2025 года»; «Национальная доктрина образования в российской Федерации до 2025 года»; «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»; «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»; «Программа развития воспитания в системе образования России на годы»; «Программа развития воспитания в системе образования России на годы»; «Основные мероприятия и план действий по реализации программы воспитания в системе образования России на годы»; «Основные мероприятия и план действий по реализации программы воспитания в системе образования России на годы»; «Развитие воспитания в РФ до 2010 года» (проект); «Развитие воспитания в РФ до 2010 года» (проект); «Патриотическое воспитание граждан РФ на гг.»; «Патриотическое воспитание граждан РФ на гг.»; «Патриотическое воспитание граждан РФ до 2010г.»; «Патриотическое воспитание граждан РФ до 2010г.»;
«Концепция патриотического воспитания в РФ на период до 2010 года»; «Концепция патриотического воспитания в РФ на период до 2010 года»; «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на гг.; «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на гг.; «Патриотическое воспитание детей и молодежи в Читинской области на гг.»; «Патриотическое воспитание детей и молодежи в Читинской области на гг.»; «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» (ФГОС). «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» (ФГОС).
Гражданское воспитание Сластенин В.А. «Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания, как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении внутри и внешне политических проблем государства». Сластенин В.А. «Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности. Оно обеспечивает формирование гражданского сознания, как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности в разрешении внутри и внешне политических проблем государства». Каджаспирова.Г.М. «Гражданское воспитание-процесс формирования уважения к закону и беспрекословное подчинение ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности культуры межнациональных отношений, гражданский чувств и качеств, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои интересы». Каджаспирова.Г.М. «Гражданское воспитание-процесс формирования уважения к закону и беспрекословное подчинение ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности культуры межнациональных отношений, гражданский чувств и качеств, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои интересы».
Структура гражданского воспитания: нравственный аспект; нравственный аспект; правовой аспект; правовой аспект; политический аспект. политический аспект.
Компоненты гражданского воспитания: когнитивный; когнитивный; мотивационно-ценностный; мотивационно-ценностный; деятельностный. деятельностный.
Патриотическое воспитание это процесс формирования у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.
Героико-патриотическое воспитание это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей страны, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям. это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей страны, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.
Национально-патриотическое воспитание это составная часть патриотического воспитания, основанная на христианских заповедях, любви к Отечеству, уважении к родителям и старшим, стремлении к созданию семьи, на высокой нравственности и высочайшем понятии чести.
Гражданско-патриотическое воспитание это часть патриотического воспитания, базирующаяся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну. это часть патриотического воспитания, базирующаяся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между государством и гражданином, которая на практике дает молодежи все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у нее законную гордость за свою страну.
Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций. – это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
Модели реализации гражданского и патриотического воспитания в условиях образовательного учреждения
Предметно-тематическая Главный акцент здесь делается на изучение информации по конкретным темам и разделам дисциплин, программам курсов, входящих в цикл «гражданское образование». Главный акцент здесь делается на изучение информации по конкретным темам и разделам дисциплин, программам курсов, входящих в цикл «гражданское образование». Воспитание учащихся осуществляется в рамках урока. Воспитание учащихся осуществляется в рамках урока.
Межпредметная Включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются концептуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания. Включает в себя совокупность всех педагогических приемов и методов, которые объединяются концептуальным подходом к преподаванию любых предметов, независимо от их содержания.
Институциональная Институциональная Сценарий-1: В школе моделируются (воссоздаются) элементы взрослой жизни (например: школьное самоуправление) Сценарий-1: В школе моделируются (воссоздаются) элементы взрослой жизни (например: школьное самоуправление) Сценарий-2: Основные элементы школьной жизни(стиль общения, школьная политика)- приводятся в соответствии с демократическими ценностями. Сценарий-2: Основные элементы школьной жизни(стиль общения, школьная политика)- приводятся в соответствии с демократическими ценностями. Сценарий -3 Уклад школьной жизни. Структура образовательного пространства выстраивается таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго сценариев. Сценарий -3 Уклад школьной жизни. Структура образовательного пространства выстраивается таким образом, чтобы обеспечить реализацию первого и второго сценариев. Сценарий-4 Гражданское воспитание не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей своего района. Сценарий-4 Гражданское воспитание не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей своего района.
Проектная. Разработка и реализация проектов связанных с гражданской тематикой. Разработка и реализация проектов связанных с гражданской тематикой. ( например « Я- Гражданин России») ( например « Я- Гражданин России»)
«Домино» В основу положен принцип отбора сценариев школьной культуры, которые прошли апробацию в различных школах и показали хороший результат. В основу положен принцип отбора сценариев школьной культуры, которые прошли апробацию в различных школах и показали хороший результат.