Апрель 2013 ГБОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Книга – идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого
Цель: воспитание любви к чтению воспитание любви к чтению развитие и сохранение русского языка как основного средства коммуникации развитие и сохранение русского языка как основного средства коммуникацииЗадачи: развитие у школьников мотивации к чтению, воспитанию уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся; развитие у школьников мотивации к чтению, воспитанию уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся; формирование читательской грамотности как основы информационной культуры. формирование читательской грамотности как основы информационной культуры.
Координация деятельности всех участников педагогического процесса (педагогический совет, методические объединения, классные руководители, библиотека, медиатека). Спецкурс «Основы информационно- библиографической грамотности» для 5-6, 9-10-х классов. Система внеклассных мероприятий. Организация взаимодействия с родителями (родительские собрания, анкетирование, тестирование, совместные мероприятия) Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Семейное чтение: вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека; готовит человека к взаимоотношению с книгой, формирует потребность в чтении; способствует раннему и правильному овладению родной речью; формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги; при помощи книги происходит передача идеалов добра и духовности от одного поколения к другому.
Главная причина разрушения традиций семейного чтения – изменившаяся социально- культурная среда: повсеместное развитие телевидения, видео- и компьютерной техники, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека. Новые средства информации, по мнению многих, способны значительно лучше, чем книга, давать пищу для размышлений и переживаний, знания передавать опыт других.
«Одно из самых ярких моих воспоминаний – папа, читающий нам вслух. Нынче этот обычай – семейное чтение вслух – практически вывелся. Все поглотил и подмял под себя кубический бог – телевизор. Вокруг него, не коленопреклоненные, но в столь же подчиненных позах – члены семьи. А я хочу с благодарностью вспомнить о чтении вслух – незаслуженно забытом семейном обычае. … Это был ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности…» Грекова И. Детство и слово // Детская литература С. 36–37.
Около трети родителей следят за чтением своего ребёнка, читают с детьми вслух, выбирают с ними книги, помогают комплектовать личную библиотеку ребёнка, т.е. являются руководителями детского чтения и в этих семьях пытаются сохранить традиции семейного чтения. Две трети родителей практически самоустранились от решения этой проблемы, считая, что дети уже потеряли интерес к книге. Интерес к книге у ребят в этом возрасте ещё не утерян и им необходима поддержка родителей. Но большинство родителей расписывается в собственном бессилии.
Родители сами не любят читать или им не читали в детстве, они не понимают важность чтения для развития ребёнка. Они считают чтение обязанностью и не получают от него удовольствия. Недостаточно специальных знаний у родителей: родители хотят, но не знают, как приобщить ребёнка к чтению, они не уверены в себе и не могут поддержать чтение своих детей. Экономические и финансовые причины.
Цель исследования: изучить средства семейного досуга. Нас интересовала частотность изображения на рисунках книг, газет, журналов, телевизора, компьютера как средств проведения досуга детей и родителей.
«Чтение» как форма проведения досуга в семье занимает весьма скромное место. Ребенок практически не вовлекается взрослыми членами семьи в деятельность с книгой. Часто причиной того, что младший школьник не имеет охоты и практики чтения, является отсутствие читательских традиций в семье. Но привить интерес к чтению можно лишь тогда, когда не только в школе, но и дома ребенок вовлекается в деятельность с книгами.
Методическое Регулярные тематические родительские собрания: «Недетские проблемы детского чтения», «Семейное чтение как фактор духовного развития ребенка». Методические рекомендации специалистов для родителей (на электронных и бумажных носителях). Информационно-просветительское Обзоры Интернет-ресурсов для родителей в медиатеке, направленных для поддержку детского чтения. Постоянная выставка материалов «Чтение – основа информационной культуры» в медиатеке. Книжные выставки в библиотеке «Эти книги читали твои родители» Публикация материалов на сайте Досуговое Совместные мероприятия (Папа, мама, я – читающая семья)
«… огромная благодарность за информацию. Заполняя анкету, было очень стыдно, очень. Будем работать в этом направлении» «Очень интересен список детских периодических изданий в электронном варианте. Я думала, что их уже нет». «Спасибо большое! Можно скачать вашу презентацию? Хочу показать коллегам на работе»