Работу выполнила ученица 10 класса Б Яковлева Ольга.
В «Преступлении и наказании», как и в других произведениях Ф.М. Достоевского, евангельские мотивы являются не просто условной формой художественного мышления, но органично связаны с мировоззрением писателя. Они проявляются и в сюжетной структуре произведения, и в системе образов (прежде всего образов персонажей), и в идейном строе.
Главный герой романа берёт на себя роль мессии и соотносится с образом Спасителя. Экспериментальное преступление ради проверки теории отчаянная попытка помочь всем униженным и оскорблённым и построить новый (справедливый, как кажется герою) мир. Статья Раскольникова делает его по отношению к другим духовным лидером. Однако если евангельский Христос жертвует жизнью, то Раскольников намеревается буквально погубить душу: его наполеоновские планы требуют отказа от человечности.
Путь индивидуалистического бунта противопоставляет Раскольникова идее христианской жертвы, которая в романе соотносится прежде всего с Соней Мармеладовой вечной Сонечкой. Впрочем, Соня Мармеладова человек, которого Раскольников действительно спасает (как и она спасает его): любовь, которую испытывает герой к Соне, как бы отпускает ей грех, возвращает её в круг людей.
Образ блудницы Сони Мармеладовой напоминает о евангельской Марии Магдалине. Кроме того, Соня и сестра Раскольникова Дуня соотносятся с сёстрами Лазаря, благодаря которым Христос воскрешает Лазаря. Фраза, звучащая в эпилоге: Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого (ср. известный афоризм из Первого послания Иоанна: Бог есть любовь) выражает одну из главных христианских идей, лежащих в основе идеологии романа.
Евангелии с образом Понтия Пилата связана коллизия мирского и Божьего суда (примечательно имя следователя Порфирий Петрович). Земной суд принадлежит к системе несправедливых общественных отношений. Наказание Раскольникову выносит собственная совесть героя. Мотив раскаяния в романе развивает евангельский мотив покаяния как основы спасения и возрождения.
Образный строй романа включает систему христианских знаков, создающих определённую атмосферу и позволяющих соотносить петербургский сюжет с мотивами евангелия (например, фамилия квартирного хозяина Сони Капернаумов). Центральное место в этом отношении занимает прямая цитата из евангелия притча о воскресении Лазаря, которую Соня читает Раскольникову. Данный сюжет звучит как метафора духовной смерти героя за которой, однако, обещано воскресение (этот мотив развивается в эпилоге).
Однако, несмотря на победу в душе героя, финал романа выглядит неоднозначно: торжество христианских идей в одной или нескольких душах еще не означает их торжества в мире, символом которого является Петербург.