Интегрированные занятия в образовательной области «МУЗЫКА» Музыкальный руководитель Игошина Е.А.
«Музыка – модель человеческих эмоций». В.В.Медушевский Восприятие музыки – наиболее сложная часть в музыкальном воспитании ребенка. Это то, чего он не может увидеть, потрогать. Поэтому так важно научить слушать и слышать музыку. Влюбить детей в музыку, вызвать эмоциональную отзывчивость на нее – задача, определяющая общий стиль музыкального занятия. Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в нее с самого раннего детства. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребенка уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Это педагогика сотрудничества. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в ребенке.
Интегрированный подход способствует успешному решению этой задачи. Ведь механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности. Такое занятие соответствует определению: «Использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс». Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка. При интеграции характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами, ручной труд, сочинение песен, маленьких историй рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование.
Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приемы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности. Таким образом интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия со взрослыми.
Тема природы: «Времена года», «Зимние узоры», «Петушок и его семья» и т.д. Темы социального характера: «Москва златоглавая», «Живи в веках, моя Россия», «Космос» и т.д. Творческая гостиная: «Художник-сказочник», посвященная творчеству В.Васнецова. «Болдинская осень»,посвященная творчеству А.С.Пушкина. «Край березовый, край Есенина». «Музыкальная гостиная»: посвященная творчеству П.И.Чайковского, Р.Шумана, К.Сен-Санса и т.д.
В основе интегрированных занятий – не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), решаются и задачи по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребенку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм – сердце музыки», «Мелодия – душа музыки», «Музыка и настроение», «Громко – тихо», «Вальс в музыке, в песне, в движении, в сказке» и др. Такой подход может быть и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной.
Интегрированные занятия с элементами театрализации в детском саду
Музыкально-художественная деятельность Двигательная деятельность Игровая деятельность Восприятие художественной литературы Коммуникативная деятельность Трудовая деятельность Продуктивная деятельность
Подготовительная группа 5 Воспитатели: Гвоздкова.О.В. Тропина Л.В.
Волшебный клубок через золотые ворота приводит нас в сказку
Старшая группа 1 Воспитатель – Спахова И.В.
Мы исполним «ТАНЕЦ ПОДСНЕЖНИКОВ» для Кикиморы и она подобреет
Старшая группа 2 Воспитатель – Михайлюкова Л.Н.
Песня для Кикиморы
Кикимора живет в лесу.
Средняя группа 3 Воспитатели: Неугодова Д.А. Барсегян А.Л.
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» Бом, бом, бом, бом, Открывается альбом. Не простой, а музыкальный. То веселый, то печальный.
«Игра в лошадки» «Марш деревянных солдатиков»
Дети исполняют для куклы колыбельную песню
Вторая младшая группа 4 Воспитатель: Скабелкина В.Я. Холостова А.С.
Знакомство с творчеством П.И.Чайковского
Знакомство с шумовым инструментом
Тише, тише, тишина. Кукла бедная больна. Кукла бедная больна, Просит музыки она. Дайте, что ей нравится И она поправится.
Первая младшая группа 6 Воспитатели: Лобанова Г.А. Холостова С.А.
Музыка и движение
Восприятие музыки
Первая младшая группа 7 Воспитатели: Моисеева Т.В. Жеребцова А.С.
Развитие у детей коммуникативных навыков в игре
Игра на ориентацию в пространстве
Интеграция – действенное средство духовного развития ребенка. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания. Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.