Октябрьская СОШ филиал МОУ «Уйская средняя общеобразовательная школа » « СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ РАССКАЗАЛИ» Номинация: Межличностные отношения Тема: Прошлое не предавать забвению Автор: Курамшин Ильгиз учащийся 10 класса Октябрьская СОШ п. Октябрьский Уйского района Челябинской области Руководитель: Абдулаева Наталья Алексеевна 2010 год
I.Введение. II.Прошлое не предавать забвению. III.Заключение. IV.Литература. Содержание.
ВВЕДЕНИЕ. В последние годы большое значение в нашей стране придаётся изучению истории родного края, своей малой Родины. Для меня – это удивительный, красивейший уголок земли, Уральский край, который издавна населяет башкирский народ. Знакомясь с жизнью наших предков, мы, современники, стараемся понять, где и как они жили, в окружении каких соседей, как строили отношения между ними и собой, что заставляло их браться за оружие, какой хозяйственной деятельностью они занимались, каков был их быт, обычаи, традиции, какое место они занимали в бесконечной череде народов, живущих на огромной территории. Ведь нельзя построить будущее, не зная прошлого.
Цель: Провести исследование вещественных источников. Задачи: извлечь как можно больше полезной информации из исследуемого источника; пополнить свои знания о культуре башкирского народа. Проблема: Может ли фотография дать какую-либо дополнительную информацию, кроме того, что я на ней вижу? Принципы исследовательской работы: краеведческий принцип – обеспечивает связь знаний с навыками, приобретёнными в результате исследования источника; принцип проблемности – предусматривает овладение системой знаний о причинах, путях, формах, определяющих решение имеющихся проблем. Объект исследования - фотографии, выполненные в 1958 и 1960гг.
II. Прошлое не предавать забвению Однажды я заглянул в старый семейный альбом. Перед моими глазами предстали желтые, слегка измятые, потрескавшиеся от времени старые фотографии. Со снимков на меня пристально смотрят мужественные юноши в военной форме, седовласые старики, девушки с длинными косами. Среди них особенно привлекла моё внимание фотография, где женщина доит кобылу. Фото 1958г.
фото 1960г.
Кумыс – живительный напиток Способ приготовления: Взять обыкновенное коровье молоко, влить в него кобылье. Смесь держать в избе или комнате, как можно чаще болтать специальной палочкой с лопаткой на конце. Когда напиток скиснется – кумыс готов. Кумыс шипит, пенится и даже рвёт пробку. Поэтому башкиры держат кумыс в турсуках.
Турсук. Современный вид. Турсук – очень удобный кожаный сосуд, который делали наши предки весьма просто. С задней ноги заколотой лошади снимается кожа, шерсть кожи обжигается, кожа коптится, затем на широкий отрезанный конец пришивается дно, узкий конец затыкается камышом или травой. Турсук готов. Кумыс, который держится в турсуках, приобретает привкус кожи и дыма, что его нисколько не портит. Из турсука кумыс наливали в деревянные ковши, а затем разливали по чашкам.
деревянные ковши (ижау)
Лошади зимой на тебенёвке. Лошади зимой на тебенёвке
Лошади весной на лугу.
Старинные башкирские песни «Шарлы-урман»: В Шарлыурмане, ой, хорош дубняк, Шумит листвой, качается, гудит. Коль облюбуют пчелы тот дубняк Пчелиный мед тогда нас усладит. Шарлыурман! Красивей леса нет! Кайкым-река! Где есть вкусней вода? Шарлыурман теперь для нас чужой, Не усладит нас медом никогда… Шарлыурман, осиновый колок, Под каждою осинкою - чеснок. Не потеряли б мы Шарлыурман - Яик-сыбы единым быть не смог.
Башкирские свадебные песенные жанры Сенлэу – причитание, плач Теляк (телэк) – пожелание молодым всяческого благополучия Хамак (hамак) - свадебный речитатив Туй йыры, мэжлес йыры – застольные песни
Впереди Салавата молва, В выдровой шапке его голова. Сколько лет ему было, спросите, Было лет ему - двадцать и два. Едет войско, округа дрожит, Путь его вдоль Узеня лежит. Щит надежен, без промаха стрелы. В страхе враг с поля боя бежит. Я могучей рукой натяну И спущу тетиву, как струну. О, какие дела мы вершили, Защищая родную страну! Наш Урал - над скалою скала, А на скалах - гнездовье орла. Не ликуйте, что нет Салавата, Салаватова сила жива. Исторические песни «Урал» «Кахым-туря» «Салават»
Призывом на борьбу за национальную независимость звучат песни о батырах. Например, о национальном герое башкирского народа Салавате Юлаеве
«Салават» Впереди Салавата молва, В выдровой шапке его голова. Сколько лет ему было, спросите, Было лет ему – двадцать и два. Наш Урал – над скалою скала, А на скалах – гнездовье орла. Не ликуйте, что нет Салавата, Салаватова сила жива.
Давайте вместе сохраним культурное наследие наших предков! С П А С И Б О!