«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ
познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся Богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою… Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня»
Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. Икона в переводе с греческого обозначает образ, изображение. На Руси иконы так и называли - образа.
СИМВОЛ ИКОНЫ - НИМБ
СИМВОЛ ИКОНЫ - КРЕСТ
иконописец плотник Создание икон
признак юности, цветения место обитания Бога и ангелов мудрость святость, нравствен ная чистота жизнь, мученичес тво, кровь Христа цвет нимба, фона иконы
ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН
Конец XIV – начало XVI века называют «золотым веком» русской иконописи. Это было время торжества Москвы, вобравшей духовную и художественную культуру Киева и Владимира, Новгорода и Пскова. Теперь в нее съезжались книжники, духовные деятели и живописцы.
«Богородице, Дево, радуйся…» «От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней.» Тропарь, гл. 4
Преподобный Андрей Рублев Родился около 1370 года – умер в 1430 году. Самые известные работы: «Троица», «Спас»,«Троица», «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Сретение». «Сретение».
Андрей Рублев «Троица» Создана в память Сергия Радонежского, идейного вдохновителя Куликовской битвы
Андрей Рублев «Апостол Павел»
Андрей Рублев «Спас» (Звенигородский чин между 1408 и 1422 годом)
Андрей Рублев «Архангел Михаил»
«Сретение» из праздничного иконостаса Успенского собора во Владимире Андрей Рублев, Даниил Черный
Памятник Андрею Рублеву
Феофан Грек (30-е г.г. XIVв. – 1415) Великий живописец русского средневековья. Прибыл в Россию в третьей четверти ХIV века из Византии в возрасте 35 – 40 лет. К этому времени Феофаном было расписано 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Самые известные работы: «Богоматерь Донская», «Спас Вседержитель», «Троица», «Василий Великий», а также многочисленные фрески в различных соборах.«Богоматерь Донская», «Спас Вседержитель», «Троица», «Василий Великий», фрески
Феофан Грек «Богоматерь Донская»
Феофан Грек «Спас Вседержитель» (Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице)
Феофан Грек «Троица»
Феофан Грек «Василий Великий»
Фрески г. Новгород
Дионисий ( 40-е г.г. XV в. – начало XVI) Стал известным еще в молодости, работал по всей Московской Руси. Между 1467 и 1477 г.г. он расписывает церковь Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре, затем выполняет иконостас для Успенского собора Кремля. Самые известные работы: «Митрополит Алексий», «Митрополит Петр», «Кирилл Белозерский»«Митрополит Алексий», «Митрополит Петр», «Кирилл Белозерский»
Дионисий «Митрополит Алексий с житием» Конец XV в. Место нахождения: Третьяковская галерея В иконе подчеркнута государственная церковная деятельность митрополита Алексия, епископа города Владимира.
Дионисий «Митрополит Петр» Конец XV в. Икона выполнена для главного Кремлевского храма. Митрополит Петр изображен на иконе как идеальный русский первосвященник.
Дионисий «Кирилл Белозерский» фреска Кирилло- Белозерского монастыря) первая четверть XVI в. Место нахождения: Русский музей, Санкт-Петербург посвящена знаменитому основателю Кирилло-Белозерского монастыря автору удалось показать идеал русского подвижника – кротость в сочетании с душевной стойкостью.