Новые формы организации учебного процесса. Курс на модернизацию образования предусматривает разработку и внедрение современных технологий, в которых реализуется новая роль учителя – организатора познавательной деятельности. Главным действующим лицом на уроке становится ученик.
Что такое современные технологии обучения и воспитания? Существует две точки зрения: 1. Это особые педагогические методики; 2. Это обучение при помощи техники.
Обе точки зрения ошибочны! Технология обучения – более широкое понятие. Она должна обеспечить полный цикл управления учебным процессом и содержать в себе все компоненты управления.
К компонентам управления учебным процессом относятся: Диагностика возможностей обучающегося; Планирование результата; Организация деятельности; Мотивация достижения результата; Контроль выполнения.
Для чего нужна диагностика? В зависимости от уровня психической зрелости, индивидуальных особенностей ребенка должны дозироваться его учебные и физические нагрузки. То есть педагог должен учитывать соответствие внешних требований внутренним возможностям ученика.
Как реализовать технологии обучения, если в классе обучающиеся с различным уровнем развития? Любая технология может быть реализована при наличии однородной среды в классе. Необходима дифференциация обучающихся и создание однородных групп.
По каким характеристикам можно создавать эти группы учащихся? 1. Степень подготовленности к школе; 2. Уровень умственного развития; 3. Способности к обучению; 4. Интересы и склонности.
Какие задачи решаются при реализации дифференцированной (личностно- ориентированной) технологии? 1. Каждый школьник получает возможность реализовать себя в учебной деятельности. 2. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог избирать форму и вид изучаемого предметного материала. 3. Критерии оценки учитывают не только уровень знаний, умений и навыков, но и сформированность интеллекта. 4. Образованность становится средством становления личности каждого ученика. (Это составляет основную цель современного образования).
Какова же роль информационных технологий в организации учебного процесса? Компьютер не может заменить учителя, это опасно для детского развития, т.к. школьник учится, подражая взрослому. Компьютер должен выступать в качестве инструмента обучения. Он должен не заменять учителя, а дополнять и помогать ему.
Что значит правильно сформированная технология обучения? 1. Постоянное чередование совместной с учителем и самостоятельной деятельности ученика. 2. Уменьшение количества совместной деятельности по мере взросления ребенка и приобретения навыков саморазвития. 3. Постепенное сведение задачи учителя к консультированию.
Главная цель внедрения современных технологий обучения Повысить качество образования, доступного каждому ученику. Научить ребенка создавать знания и уметь использовать их в конкретных ситуациях.
Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. 2. Новые формы организации учебного процесса. (Н.В. Тарасова, канд. педагог. наук. Федеральный институт развития образования).