Разрешающая и запрещающая позиция взрослого в в воспитании самостоятельности у дошкольников Педагог-психолог Никитенко Ю.В. ГБОУ ЦРР-детский сад 1271
Ребенок в мире людей Новорожденные не имеют морали, не могут вести себя в соответствии с общественными потребностями. Всему этому ребенка учат в обществе и, прежде всего, в семье.
Способы обучения правильному поведению ПоощренияНаказания
Виды наказаний Рассчитано на существование любви между родителем и ребенком Ребенок понимает и ценит эти отношения Если взаимная любовь отсутствует, наказание неэффективно Лишение родительской любви Изменение в поведении ребенка происходит исключительно в присутствии человека, который наказал ребенка Отрицательно сказываются на личности ребенка, развивает нежелательный свойства характера Физические (страх перед болью)
Лишение родительской любви Отсроченность наказания (в соответствии с ВОЗРАСТОМ) Мы любим ребенка ДАЖЕ тогда, когда его наказываем на какой-то срок лишая его своей любви Наказание должно относиться к отдельному СЛУЧАЮ ПОВЕДЕНИЯ, а не ко всей личности ребенка Эффективное педагогическое воздействие
Желательно дополнять мягкое наказание АЛЬТЕРНАТИВОЙ Обычно детям запрещают делать то, к чему их тянет. Но если мы наложим на эти действия запрет (отрицательное подкрепление), следует позаботиться о том, чтобы направить действия ребенка по допустимому пути, чтобы они были каким-то образом похожи на запрещенные
Поощрения поведения Правильные действия ребенка в той или иной области Нравственное поведение, т.е. форма поведения, которую ожидают от ребенка в критических ситуациях
Внутреннее подкрепление как поощрение Ощущение успеха Чувство удовлетворения
Внешнее поощрение Дополнительное внешнее вознаграждение подавляет значимость чувства внутреннего удовлетворения. Мы приучаем к тому, что все действия ребенка должны вознаграждаться извне
Отношение родителей к проявлению детской самостоятельности может быть ПодбадривающееЗапрещающее (разрешающее)
«Ты тоже можешь это сделать» «Ты ловкий и умный» «Я считаю, что ты можешь мне помочь, я верю в тебя» Положительное стимулирование «Ты еще маленький и ничего не умеешь делать» «Я не уверен в тебе» «Я не считаю, что ты способен что- либо сделать самостоятельно или помочь» Отрицательное стимулирование
Разрешающая позиция взрослого Ты можешь Укрепление веры в свои силы Положительное мнение о себе Развитие внутреннего контроля (самоконтроль) Принятие ответственности Самостоятельность Личность, уверенная в себе
Запрещающая позиция взрослого Ты не можешь Ослабление веры в свои силы Отрицательное мнение о себе Ориентация на внешний контроль Боязнь ответственности Зависимость Личность, не уверенная в себе
Рекомендации Степень внешних ограничений должна уменьшаться по мере взросления ребенка –Внешние ограничения должны становиться внутренними и ребенок самостоятельно ориентируется в лабиринте общественных норм Ориентироваться на тип личности ребенка –Ребенок – экстраверт - ограничительные методы –Ребенок – интроверт – уступчивое воспитание
Литература Раншбург И, Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М.: Педагогика, – 160с. Клауд Г., Таунсенд Д.- Дети: границы, границы... /Пер. с англ.: И. Стариковская М.: «Триада», 2001, 320 с.
Спасибо за внимание!