Я - ребёнок! Я - человек!
"Декларация прав ребенка" принята 20 ноября 1959 г., "Конвенция о правах ребенка" принята 20 ноября 1989 г.
В конце ноября 2009 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которой было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка стала первым и основным документом, рассматривающим права ребенка на уровне международного права. Она провозгласила основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права детей, которыми они обладают от рождения и до достижения совершеннолетия – 18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
Конвенция ввела ряд новых прав для детей: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.
Задание учащимся: обсудите в парах ответы на вопросы: Кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка? К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?
В Конституции Российской Федерации – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства. Это значит, что все главные лица государства – его Президент, Глава Правительства, депутаты Государственной Думы РФ, губернаторы должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнять все намеченное. В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или они нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.
Задание учащимся. Разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте), подготовить ответ на поставленный вопрос. При этом каждая группа получает следующие образцы суждений: "Ребенок нуждается в особой заботе, потому что: он маленький и беспомощный; он еще мало знает о жизни; он мало что умеет делать; он не может делать многое, что делают взрослые; если не заботиться о детях, их могут обидеть; ребенок еще не умеет себя защитить; его могут обидеть; он маленький и не может сам себя защитить; из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение; его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п." Учащиеся, работающие в группе, должны: Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению. Аргументировано дополнить эти ответы.
Так как ребенок растет и развивается постепенно и процесс этот продолжается достаточно долго (до 18–20 лет), он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, оказание им особой медицинской помощи. Растущий организм нуждается в хорошем питании, но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Кроме того ребенок не может зарабатывать себе деньги на питание, одежду, игрушки, книги и многое другое, т. е. и в этом государство должно помогать семьям и детям. В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить свои способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности".
Домашнее задание. Подумайте и запишите, какими особыми правами должны (и могут!) пользоваться дети.