Возрастные особенности подростков Педагог-психолог
Границы подросткового возраста 11 – 12 лет младший подростковый 13 – 15 лет собственно подростковый 16 – 17 лет старший подростковый (юношеский) Кризис подросткового возраста 12 – 13 лет Кризис 16/17 лет
Факторы риска Акселерация / Ретардация Вторичные признаки полового созревания у девочек до 8 – 9 лет у мальчиков до 10 лет Вторичные признаки полового созревания у девочек после 13 лет у мальчиков после 14 – 15 лет Влияет: наследственность, питание, социально- экономический статус, физические нагрузки.
Акселерация МАЛЬЧИКИ + Авторитет + Контакты + Больше прав + Менее тревожны - Большие трудности с овладением тела - Внутренне – ребёнок - Предпочитают компанию более взрослых риск: курение, выпивание, наркотики, начало половой жизни ДЕВОЧКИ + В более позднем возрасте большее внимание у юношей - Дразнят - На физ-ре стесняется - Одежда - Внутренне – ребёнок - Ранние сексуальные потребности риск: ранняя беременность, аборты.
Ретардация МАЛЬЧИКИ - более тревожны - СО ниже - Низка возможность занять высокий социальный статус - Требования как к ребёнку риск: инфантильность, не формируется самостоятельность + компенсация – когнитивное развитие, большая психологическая гибкость ДЕВОЧКИ + на одном уровне с мальчиками – остаётся компания + риск появления проблем ниже
Физиологические изменения Развитие костной системы Изменение состава крови, кровяного давления Перестройка нервных связей в коре ГМ: распад психических функций и формирование их на новой основе > дети теряют в продуктивности, но позже выигрывают в качестве Очень часто появляются заболевания
Младший и средний школьный возраст Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга слабость функций планирования и контроля Эту функцию часто берут на себя другие люди
Следствия развития мышления для личности Идеалистический бунт Появление абстрактных ценностей Неискренность подростка Псевдоглупость Менее креативен по сравнению с младшим школьником Эгоцентризм: феномены воображаемой аудитории и миф о собственной уникальности Мечтательность Строят жизненные планы
Подростки - Учителя МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК интерес СТАРШИЙ ПОДРОСТОК Когда учителю важно мнение учащегося 14 – 15 лет Значимость третьего взрослого, с которым строятся отношения с чистого листа
Половое созревание Активизация подкорковых структур возбудимость, повышенная утомляемость, выраженная в возбуждении, эмоциональность, непоседливость (5 класс) Монотонная деятельность Взрослый – минут Подросток – 8-10 минут Необходимость в смене деятельности
Половое созревание Подросток не может контролировать своё поведение Заниженная самооценка Большие переживания из за тела Девочки – с точки зрения эстетической Мальчики – с точки зрения физической, прямое сравнение не стоит акцентировать внимание
Особенности поведения подростка в кризисе (12-13 лет) Негативный характер развития вплоть до отсутствия интересов Трудновоспитуемость: внешние конфликты, глубокое переживание какого-то незначительного события Стремление противопоставить себя взрослым, а с другой стороны удержаться в старых рамках