1
Существует два существенно отличных взгляда на понимание зрелости: 1. ЗРЕЛОСТЬ это определенный возрастной период в жизни человека; 2. ЗРЕЛОСТЬ это характеристика высокого развития определенных психических функций человека независимо от его возраста. 2
Умение ребенка читать, считать и писать еще не являются показателями того, что он готов и к школьному обучению. 3
Эмоциональная зрелость способность ребенка справляться со своими эмоциями. 4
Личностная зрелость потребность в интеллектуальной активности 5 потребность ребенка в общении с другими людьми
Учебная мотивация 1.Желание учиться в школе стремление получать новые знания, умения и навыки 2.Потребность в новом социальном статусе - желание не просто учиться, а участвовать в серьезной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети 6
1. Желание общаться со сверстниками 2. Умение строить адекватные отношения со взрослыми с учетом ситуации общения. 7 СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ
Органические причины это различные отклонения в физическом и нервно- психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья. Воспитательные причины - педагогическая запущенность детей. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка. 8 Причины школьной незрелости
1. Минимальные Мозговые Дисфункции (ММД). Проявляются снижением функций памяти и внимания, повышенной утомляемость, раздражительностью, трудностями в общении со сверстниками, гиперактивностью или медлительность, трудностями в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля. 2. Неврозы 9 Органические причины
1) тяжелое протекание беременности и осложненные роды, 2) некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, 3) травмы и ушибы головы, 4) стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), 5) неблагоприятные условия в семье. 10 Причины возникновения
Если вы замечали, какие либо из перечисленных признаков у своего ребенка, то: 1. Обратитесь к учителю своего ребенка, замечал ли он тоже, что и Вы 2. Поговорите со школьным психологом, возможно он порекомендует Вам более узкопрофильного специалиста 3. Обязательно прислушайтесь к его рекомендациям, они даются для того, чтобы помочь Вам. 4. Только совместные усилия способны изменить ситуацию 11 Что делать?
«ГОТОВ ЛИ МОЙ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ? 1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться? 3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким- либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? 4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? 5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений? 6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? 7. Умеет ли он изменять существительные по числам? 8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? 9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? 12
«ГОТОВ ЛИ МОЙ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ? 10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? 11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? 12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? 13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? 14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? 15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? 16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: помидоры, морковь, лук – это овощи)? 17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.? 18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? 13
Результаты тестирования БАЛЛОВ - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы; БАЛЛОВ - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий, почитайте специальную литературу; 9 И МЕНЬШЕ - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет, а лучше попробовать пройти тестирование у психолога и логопеда, которые помогут Вам найти оптимальный путь развития ребёнка и подготовки к школе. 14
Если результаты вас разочаровали, не отчаивайтесь и помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся развитию. Найдите время и, главное, желание помочь ребенку в его развитии. Только совместные усилия семьи и школы могут привести к положительным результатам. УСПЕХОВ ВАМ и ТЕРПЕНИЯ!!! 15