Урок чтения. 3 класс 2012год
Автобиография писателя. М.Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось ветошничеством), а потом был отдан в люди. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках. Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М.Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.
М.Горький – литературное имя писателя. – Как называется литературное имя? (Псевдоним.) Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые вы будете читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась преписка. В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь выдуманный рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки Воробьишко, Самовар, рассказ Случай с Евсейкой, -писатель создал по заказу маленьких читателей.
– Вот что он писал детям – А вы, прочитав его рассказ Случай с Евсейкой, согласны с этим?
– С чего начинается произведение?
– Прочитаем начало сказки. Что окружало его на морском дне? (Чтение до слов Дом – не тележка у дядющки Якова.) – Теперь постараемся посмотреть на морских обитателей глазами Евсейки. Каких морских животных повстречал мальчик? Как их описывает Горький?
Рассматривание морских животных, с которыми знакомится Евсей.
Итог урока – Что понравилось в этом произведении? Что вызвало вашу улыбку? Как Горький описывает морское дно? Какой приём он для этого использует?