«Мертвые души» Творческая история поэмы
Выполнила работу: Ученица МОУ «ВСШ 3» 10а класса Потапенкова Алина г. Соликамск, 2008г.
Сюжет «Мертвых душ» подсказал Гоголю Пушкин: Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для него тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров. «Анекдот», т.е. необычный случай, странный сюжет, позволил взглянуть на русскую жизнь сквозь покровы привычности, увидеть Россию как бы заново. Писатель прозревал истинный, высокий дух русской жизни, какой она может и должна быть. Сюжет «Мертвых душ» подсказал Гоголю Пушкин: Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош для него тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров. «Анекдот», т.е. необычный случай, странный сюжет, позволил взглянуть на русскую жизнь сквозь покровы привычности, увидеть Россию как бы заново. Писатель прозревал истинный, высокий дух русской жизни, какой она может и должна быть.
Сюжет, по замыслу Гоголя должен был объединить три тома «Мертвых душ», делая поэму подлинной русской «Одиссеей»: сквозь «низкое» настоящее (первый том) пройти к своего рода «чистилищу» второго тома и прийти к «высокому» в третьем томе. Там будут показаны подлинно одухотворенные человеческие характеры, предстанут люди русские, какими они должны быть в своем полном жизни и света истинном выражении. Таков был замысел «Мертвых душ». Сюжет, по замыслу Гоголя должен был объединить три тома «Мертвых душ», делая поэму подлинной русской «Одиссеей»: сквозь «низкое» настоящее (первый том) пройти к своего рода «чистилищу» второго тома и прийти к «высокому» в третьем томе. Там будут показаны подлинно одухотворенные человеческие характеры, предстанут люди русские, какими они должны быть в своем полном жизни и света истинном выражении. Таков был замысел «Мертвых душ».
Почему? Здесь тоже заключено открытие Гоголя, новый шаг в его «человековедении». Потому что, глубоко убежден писатель, в отличии от «старосветской» России, Россия так сказать, «новосветская» все больше требует от каждого быть человеком, она держится на личностях. В России происходит испытание достоинств человеческих, и далеко не все его выдерживают. Но никто уже не может жить вне этой проверки: ни шумный «исторический» Ноздрев, ни мечтательно-безрукий Манилов, ни русский медведь Собакевич, ни дубиноголовая Коробочка- вплоть до «прорехи» Плюшкина,- все они, если присмотреться, утратили безмятежность «доисторической», «старосветской» жизни, привычно-размеренное самодостаточное существование. Почему? Здесь тоже заключено открытие Гоголя, новый шаг в его «человековедении». Потому что, глубоко убежден писатель, в отличии от «старосветской» России, Россия так сказать, «новосветская» все больше требует от каждого быть человеком, она держится на личностях. В России происходит испытание достоинств человеческих, и далеко не все его выдерживают. Но никто уже не может жить вне этой проверки: ни шумный «исторический» Ноздрев, ни мечтательно-безрукий Манилов, ни русский медведь Собакевич, ни дубиноголовая Коробочка- вплоть до «прорехи» Плюшкина,- все они, если присмотреться, утратили безмятежность «доисторической», «старосветской» жизни, привычно-размеренное самодостаточное существование.
Гоголь убежден, что общественно-историческая жизнь нации связана тысячами незримых нитей с душевным состоянием каждого человека, она складывается из мелочей. Именно в мелочах повседневной жизни, в их противоречивом многообразии образуются как положительные, так и отрицательные устремления общественного бытия, как идеальная, «прямая его дорога», так и «уклонения» от неё. Отсюда возникает на страницах «Мертвых душ» редкое сочетание «дробности, детальности художественного анализа» с масштабностью и широтой художественных обобщений. Вот почему жанровое обозначение «роман» перестает отвечать природе развивающегося замысла, и Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. Гоголь убежден, что общественно-историческая жизнь нации связана тысячами незримых нитей с душевным состоянием каждого человека, она складывается из мелочей. Именно в мелочах повседневной жизни, в их противоречивом многообразии образуются как положительные, так и отрицательные устремления общественного бытия, как идеальная, «прямая его дорога», так и «уклонения» от неё. Отсюда возникает на страницах «Мертвых душ» редкое сочетание «дробности, детальности художественного анализа» с масштабностью и широтой художественных обобщений. Вот почему жанровое обозначение «роман» перестает отвечать природе развивающегося замысла, и Гоголь называет «Мертвые души» поэмой.
Спасибо за внимание!