Познавательная потребность – интеллектуально-личностное «ядро» развития одаренности Педагогические чтения Март 2009 МОУ средняя общеобразовательная школа 12 Заместитель директора по УВР Ткаченко Т. И.
2 Познавательная потребность – интеллектуально- личностное «ядро» развития одаренности Задатки (даются от природы) Познавательная потребность – катализатор развития одаренности способности
3 Этапы в развитии познавательной потребности у школьников 1.Потребность во впечатлениях 2.Любознательность 3.Предпрофессиональное познание 1.Ребенок воспринимает мир в цвете, звуках, прикосновениях, но его интересы носят ситуативный характер. Волевое напряжение отсутствует 2.Начинает появляться система знаний. Наряду с внутренними стимулами появляются и внешние. 3.Познавательная деятельность носит главным образом целенаправленный характер
4
5 Конференция «За страницами школьных учебников» Общие положения. Одна из наиболее актуальных проблем (задач) конференции – выявление учащихся, склонных к творческой, исследовательской работе (а в будущем, к научной), создание условий для работы с такими детьми. Конференция учащихся «За страницами школьных учебников» объединяет детей разного возраста, проявляющих интерес к той или иной области науки, искусства, культуры. Секции конференции создаются на базе предметных кружков, предметов элективных курсов. Формами отчетности работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы, выставки и т.д.
6 Конференция «За страницами школьных учебников» Задачи конференции: Воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин; Готовить к выбору будущей профессии, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области; Развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; Развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, Интернетом, мультимедиа; Обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчетов и докладов о результатах работы; Пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства; Формировать единое школьное сообщество со своими традициями.
7 XIX Конференция «За страницами школьных учебников» Девиз конференции Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.
8 Мы уверены в том, что Каждый ребенок изначально творческая личность. Каждый ребенок генетически расположен к учению. Задача школы – воспитать, поддержать и развить эти качества. Конференция «За страницами школьных учебников» дает возможность ярко проявить их.
9 Участники конференции Ученики 1 – 11 классов Было подготовлено 118 презентаций Руководители проектов – учителя, родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры Общее число участников : 118 учеников, 37 учителей, 28 родителей Из них в городской конференции «Интерес. Познание. Творчество.» успешно приняли участие 32 ученика 4 – 11 классов.
10 Программа конференции 8 секций: 1.Математика, информатика 2.Физика, астрономия 3.Мир моих увлечений 4.Естествознание (биология, химия, география) 5.ОБЖ. Экология. Физическая культура 6.Русский язык и литература 7.История, обществознание 8.Английский язык. Страноведение
11 Выводы Учителю нужно быть готовым к тому, что школьные успехи не обязательно свидетельствуют о наличии одаренности, а отсутствие успехов не есть доказательство отсутствия одаренности Общим признаком одаренности является повышенная познавательная потребность Одаренные дети все очень разные!
12 Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо Э. Ильенков Пусть проблемы, которые неминуемы при встрече с одаренными, помогут всем нам подняться на новый уровень в преподавании предмета, во взаимоотношениях с детьми и коллегами, в понимании себя и своих возможностей