Воспитательная деятельность МБОУ Ярцевской средней общеобразовательной школы 8 в учебном году Разработала: зам.директора по ВР Баринова Наталья Петровна
Ребёнок – не кувшин, который надо наполнять, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты
Цель ФГОС: достижение учащимися не предметного, а личностного результата, воспитание успешного поколения граждан страны.
ООП школы Программа воспитания и социализации обучающихся ( на основе базовых национальных ценностей) Программа развития воспитательной компоненты в ОУ
Целью воспитательной работы школы в 2013 – 2014 учебном году является формирование первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях (начальная школа) и их сознательного принятия (основная, средняя школа), а также стремления к творческому и инициативному воплощению их в социальной практике.
Задачи воспитательной работы: 1. Организовать воспитательные мероприятия, направленные на формирование представлений о базовых национальных ценностях российского общества: патриотизме; социальной солидарности; гражданственности; семье; здоровье; труде и творчестве; науке; традиционных религиях России; искусстве и литературе; природе; человечестве.
2. Организовать коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности. 3. Развивать мотивации личности к познанию и творчеству через дополнительное образование. 4. Систематизировать работу классных руководителей по повышению профессионального мастерства для большей эффективности воспитательной работы в классах.
5. Разработать и реализовать систему мониторинга эффективности воспитательного процесса. 6. Повышать уровень взаимодействия с родительской общественностью.
Воспитательный компонент Федеральных государственных стандартов общего образования в настоящее время включает в себя: На ступени начального общего образования 1. В соответствии с требованиями ФГОС к структуреосновной образовательной программе (далее - ООП) начального общего образования: 1.1.Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
1.2.Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 1.3.Программы курсов внеурочной деятельности по направлениям развития личности. План внеурочной деятельности. 2.Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (в части воспитания). 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (в части воспитания).
На ступени основного общего образования 1. В соответствии с требованиями ФГОС к структуреосновной образовательной программы (далее – ООП) основного общего образования: 1.1.Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
1.2.Программы курсов внеурочной деятельности по направлениям развития личности. 2.Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (в части воспитания). 3.Требования к условиям реализации освоения основной образовательной программы основного общего образования (в части воспитания).
Основные направления воспитания и социализации обучающихся: Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание экологической культуры.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
Интеллектуальное воспитание
Формирование коммуникативной культуры
Направления организации воспитания и социализации учащихся начальной школы Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Воспитательные модули: «Я – Человек» Соответствует воспитанию нравственных чувств, убеждений и этического сознания, а также формированию ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
«Я – Человек» (нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, толерантность, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; духовно – нравственное развитие личности; свобода совести и вероисповедания; представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни).
«Моя Родина» Ссоответствует воспитанию гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважению к правам, свободам и обязанностям человека, а также воспитанию трудолюбия, творческому отношению к образованию, труду, жизни, подготовке к сознательному выбору профессии.
«Моя Родина» (любовь к России, своему народу, своему краю; гражданское общество; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; социальная солидарность; мир во всём мире, мирное сосуществование стран с разными социально – политическими системами организации власти; поликультурный мир, многообразие и уважение народов, культур и религий. Правовое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны. Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии)
«За здоровый образ жизни» Соответствует воспитанию экологической культуры, а также формированию ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
«За здоровый образ жизни» (жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность, экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой).
«Мир прекрасного» Соответствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры – эстетическому воспитанию.
«Мир прекрасного» (красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Интеллектуальное воспитание Формирование представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития ( в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одарёнными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, научных форумов и т.д.)
Формирование коммуникативной культуры Формирование у учащихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию и межкультурную; Формирование у учащихся ответственного отношения к слову как к поступку; Формирование у учащихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; Формирование у учащихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Принципы воспитательного процесса: Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип идентификации Принцип гуманизации воспитания Принцип личностного подхода Принцип единства воспитательного воздействия Принцип полисубъектности
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом Принцип целостности Принцип сочетания личной и общественной направленности воспитания Принцип опоры на положительное в человеке Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения Принцип системно- деятельностной организации воспитания
ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ Морально-этические проблемы Проблемы науки и познания Эстетические проблемы Вопросы государства и права Вопросы физиологии и гигиены, здорового образа жизни Психологические проблемы Проблемы экологии Общешкольные проблемы
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Цель проведения мониторинга – отслеживание динамики воспитательного процесса для управления качеством воспитания.
Задачи мониторинга: Непрерывное наблюдение за состоянием воспитательного процесса в ОУ. 2. Своевременное выявление и анализ изменений, происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их. 3. Предупреждение негативных тенденций в организации воспитательного процесса. 4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов на уровне образовательного учреждения. 5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения воспитания. 6. Выявление реального состояния воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач.
Принципы мониторинга:. Принцип системности (цель+содержание+мониторинг) 2. Принцип личностно – социально - деятельностного подхода. 3. Принцип объективности. 4. Принцип детерминизма (влияние социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся). 5. Принцип признания безусловного уважения прав
Критерии оценивания: уровень воспитанности учащихся уровень развития коллектива и отношений участников воспитательного процесса уровень профессиональной деятельности классных руководителей