Данная разработка адресована в качестве методической помощи учителям физической культуры при проведении урока «Национально- «регионального компонента», которая поможет проводить русские народные игры на уроках физкультуры в начальной школе. Презентацию подготовила учитель физической культуры Крещук Наталья Владимировна(г.Магнитогорск)
В связи с изучением национально-регионального компонента на уроках физической культуры мною была подготовлена методическая разработка: «Русские зимние игры». Разработка выполнена в электронном виде (презентация Microsoft Power Point), в ней дана информация о проведении русских игр на уроке физической культуры в начальной школе зимой.
Руководителю следует помнить, что проведение игр зимой на воздухе имеет свою специфику. Он обязан следить за тем, чтобы участники быстро включились в игру, действовали активно и не простаивали в бездействии на морозе. Для этого следует чаще менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго выбывают из игры. Такие игры лучше не проводить. Более подвижные игры на воздухе следует чередовать с менее подвижными, регулировать время и количество повторений. Разумеется, последняя игра должна быть менее подвижна. Надо учитывать метеорологические условия.
Наиболее благоприятная погода для проведения подвижных игр зимой на воздухе - это безветрие при температуре до -10 градусов. При температуре ниже -16 градусов проводить игры на воздухе с младшими школьниками не рекомендуется.
Игровая площадка, на которой предполагается проведение игр должна быть защищена от ветра, и если на ней есть обледенелые места, то их нужно посыпать песком или золой. Что касается разметки площадки, то можно прибегнуть к самому простому способу - использованию детских флажков. Они легко втыкаются в снег и хорошо видны играющим. Ими можно обозначить углы и контуры площадки при проведении игр с мячом, во время перебежек. Флажками отмечают линии старта, места поворотов и пр.
Инвентарь для игр на снеговой площадке разнообразен (мячи, флажки, отличительные повязки, клюшки, санки и пр.), хорошо, если он выкрашен в яркие цвета. Инвентарь следует готовить заранее и следить за тем, чтобы он всегда находился в порядке. В основном рекомендуется использовать игры, знакомые детям, не требующие длительного объяснения и сложного инвентаря. Содержание игры необходимо объяснять кратко и понятно, показывая наиболее важные игровые моменты.
В оттепель снег пластичный и хорошо лепится. В такие дни ребята сооружают снежные крепости, горки, лепят баб и снеговиков. Когда снег покрывается коркой льда, можно не только кататься на санках, коньках, лыжах, но и проводить многие игры, это, к примеру, такие игры, как "Два Мороза ", " Белые медведи", "Салки", "День и ночь", "Золотые ворота", "Капканы", "Больше передач", "Ворота", и многие другие
Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке. Содержание игры "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем". Побеждает последний пойманный игрок. Правила игры 1. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки
Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос". Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами: Мы -два брата молодые, Два Мороза удалые: Я - Мороз Красный Нос, Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Ребята хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! - и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили. Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.
Эту игру, также как и «салки», начинают с выбора водящего «кошки». Другие дети - «мышки» - разбегаются в разные стороны, а «кошка» пытается догнать их. Игрок которого он коснулся рукой, становится водящим. 1. Водящий гоняется за разными детьми, пытаясь догнать того ребёнка, который находится к нему ближе всего. 2.Если «кошка « хочет догнать какого – то определённого ребёнка, то он должен сначала громко назвать его по имени. По условиям игры можно несколько раз менять «цель», то есть называть другое имя и начинать гонятся за этим ребёнком, если он оказался вблизи «пятнашки». 3. Все игроки должны внимательно следить за сменой водящих и стараться во время игры находится от них на расстоянии.
Перед началом игры надо выбрать водящего (салку). По команде все дети кидаются врассыпную, а водящий начинает гоняться за одним из детей. Догнав убегающего ребёнка и коснувшись его рукой, водящий произносит: «Я тебя осалил!». Теперь этот ребёнок становится водящим и должен «осалить» другого. Правила: 1.Водящий гоняется только за одним ребёнком из группы. 2. Остальные дети, бегая по площадке, следят за сменой водящих и должны убегать врассыпную от нового водящего.
В начале игры выбирают двух игроков. Они будут «солнцем» и «луной». Эти игроки становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их вверх образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через ворота. Водящие «солнце» и «луна» речитативом повторяют скороговорку: Золотые ворота пропускают не всегда: Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас! Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что «ворота» закрываются в конце стихотворения, спешат быстрее проскочить в них. Водящие тоже могут ускорять темп произнесения: так вся игра становится более динамичной и неожиданной. Пойманный игрок становится сзади «луны» или «солнца», и игра продолжается вновь до тех пор, пока все игроки не будут распределены на две команды. Дальше команды устраивают между собой соревнования
«Ворота» русская народная игра Все дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они берутся за руки, которые поднимают высоко над головой, образуя «ворота». Дети из последней пары быстро пробегают под воротами и встают впереди всех, затем бежит впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети пробегут под воротами. Правила: 1. Дети держат друг друга за руки, пробегая под воротами. 2. Нельзя задевать «ворота» 3. Во время игры можно изменять высоту ворот, постепенно «опуская руки» это значительно усложнит выполнения задания.
русская народная игра «К а п к а н ы» русская народная игра Выбираются несколько игроков,которые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх. Теперь это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты. Неожиданно капканы закрываются: водящие опускают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы,оказываются в ловушке. Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, поднимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки образуют «цепочку», которая змейкой вьётся по кругу, пробегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке, теперь внутри круга. Правила: 1. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется всего несколько детей. 2. Игру можно повторять 2-3 раза, заменяя «капканы». 3. В конце игры надо отметить самых ловких игроков и самый удачливый «капкан».
Игра проводится на улице. Все игроки делятся на две команды. Бросают жребий: игроки одной команды становятся «разбойниками», а другой «казаками». У «казаков» есть «стан»: его охраняет один из «казаков». «Казаки» дают «разбойникам» некоторое время, чтобы они могли спрятаться, а затем отправляются на их ловлю. Если обнаруженный «разбойник» успеет добежать до казачьего «стана», он не считается пойманным, а сам становится «казаком». Игра заканчивается, когда «казаки» поймают всех «разбойников». Правила: 1. Необходимо ограничить место, где должны прятаться разбойники. 2. Пойманные «разбойники» отводятся в «стан», где их до конца игры будет охранять один «казак».
Перед началом игры по жребию определяют, кто будет водящим. Ему плотно завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть, и ставят лицом к стенке. Водящий громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять: я иду искать». За это время остальные дети должны спрятаться в помещении. Если игра проводится на улице, то надо определить границы участка, за которые игрокам нельзя выходить. Водящий на ощупь пускается на поиски детей, а те, перебегая с места на место, стараются не шуметь, чтобы он не услышал, где они находятся. Водящий пытается сначала поймать игрока, а затем, если ему это удалось, должен определить, кто перед ним. Угаданный игрок сам становится водящим. Правила: 1. Если водящий пошел в направлении, где нет ни одного ребенка, то можно помочь ему, произнеся: «Холодно, очень холодно!» По мере приближения к игрокам, становится «теплее». 2. Пойманный игрок отпускается, если водящий на ощупь не смог правильно определить, кто перед ним. 3. Иногда разрешается специально обмениваться некоторыми элементами одежды (бантиками, заколками, кепками), чтобы водящему было труднее узнать игроков с закрытыми глазами
Весело Весело проходят на снеговой площадке игры с элементами силовой борьбы, например, "Перетягивание каната", "Перетяжка парами", "Подвижной ринг", "Прорыв цепи", "Борьба всадников" и другие, включая аттракционы и поединки.