МОУ Петропавловская СОШ Семинар: Ноябрь
УСПЕХ ПОРОЖДАЕТ УСПЕХ
Задачи 1.Познакомить коллектив с научно- методическими и психологическими подходами к принципу воспитания и обучения успехом. 2. Осмысление основных условий ситуации успеха. 3. Спроектировать позитивные программы действий для создания ситуаций успеха на уроках.
План проведения семинара 1.Обоснование выбора темы. 2.Научно-методические и психологические основы принципа обучения и воспитания успехом. 3.Работа в творческих группах по проектированию программ для создания ситуаций успеха. 4.Презентация творческих групп. 5.Рефлексия.
Успех – это позитивное эмоциональное переживание. Успешность является одной из качественных характеристик результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Различен смысл этих терминов, различны подходы к ним. Создать ситуацию успеха, значит – создать ситуацию яркого эмоционального переживания, радости, вдохновения. Привести к успешности – значит обеспечить соответствие результатов учебной деятельности школьника требуемым нормативам. Создание ситуации успеха учителем является одним из путей (наиболее эффективным, гуманным) достижения успешности.
Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте истории его жизни. Ситуация успеха – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. Ситуация успеха – целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Основные типы ситуации успеха 1. Неожиданная радость. 2. Общая радость. 3. Радость познания.
Этапы создания ситуации успеха мотивационный организационный результативный
Этапы создания ситуации успеха Атмосфера доброжелательности на протяжении всего урока Атмосфера доброжелательности на протяжении всего урока Снятие страха Снятие страха Высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем? Высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем? Скрытая инструкция предстоящей деятельности Скрытая инструкция предстоящей деятельности Краткое экспрессивное воздействие Краткое экспрессивное воздействие Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы Оценивание действий с акцентом на детали произведённого Оценивание действий с акцентом на детали произведённого
Слагаемые доброжелательности: Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.
АвансированиеАвансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
ВнесениеВнесение мотива показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после ее выполнения.
СкрытоеСкрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
Педагогическое Педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. (За дело! Приступаем!)
Краткие реплики,реплики мимические жесты.
ОценкаОценка не производится в целом, она не произносится в «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ Принципы работы учителя с мальчиками и девочками Для мальчиковДля девочек высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации; большое количество нестандартных логических заданий; использование групповых форм работы с элементами соревновательности, обязательной смены лидера; дозированная эмоциональность подачи материала; игры проводить по строгим правилам; для удержания внимания требуется продумать большое число разнообразных стимулов. Как только становится скучно, они не только перестают воспринимать материал, но и начинают нарушать порядок в классе; при ответе места требуется дополнительное время для выражения мыслей; при похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности. неспешный, размеренный темп урока, подача нового материала; достаточное количество повторений для лучшего усвоения; большое количество типовых заданий; использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь; использование наглядности; обучение с опорой на зрительную память; предпочтительны игры-импровизации; эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспектив; чаще хвалить, похвала для девочек – движущая сила.
Литература: 1.Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика, М.: НПО «Модек», Советова Е. В. Педсовет: практическое руководство для директора школы/ Е. В. Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, Чикурова М. В. Дифференциация УВП в контексте гендерного подхода. – Журнал «Завуч», 2008 г., 8. 4.Щуркова Н. Е. Культура современного урока. – М.: Педагогическое общество России, 2000.