Теоретические основы системно- деятельностного подхода Собянина Л.М, методист Куединского РМЦ
Основные понятия темы: –Система –Деятельность –Учебная деятельность –Универсальные учебные действия –Развивающее обучение –Зона актуального развития –Зона ближайшего развития –Теория поэтапного формирования умственных действий –Рефлексия –Поиск –Умение учиться
Новые результаты образования Универсальные учебные действия: умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствовани ю путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
Умение учиться Рефлексивные действия: чему учиться? Поисковые действия: как учиться?
Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов) интегрирует достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Системно- деятельностный подход Система Системный подход Деятельность Деятельностный подход
Система (от др.-греч. σύστημα сочетание, образование, организм) некоторое множество взаимосвязанных объектов, организованных связями в некое единое целое.др.-греч. множество Л.С.Выготский, П.Ф.Каптерев, В.П.Беспалько
Системный подход Системный подход направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Принципы системного подхода Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Множественность, позволяющая использовать множество экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы
Деятельность Активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности (психологический словарь); потребности Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения) (Википедия)человека личностиповедения
Деятельность Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение винтересах людей; условие существования общества. Деятельность включает всебя цель, средства, результат и сам процесс. (Энциклопедический словарь)форма отношения содержаниеизменениеусловиеобществацельрезультатпроцесс
Деятельностный подход Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Сергей Леонидович Рубинштейн Алексей Николаевич Леонтьев
Основополагающие тезисы концепции СДП Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД. Такая деятельность сопровождается расчленением систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой соподчиненности. Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в системно-деятельно стный
Д.Б. Эльконин: Учебная деятельность – деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Структурные компоненты учебной деятельности учебно-познавательные мотивы, действие целеполагания, учебные задачи, Учебные операции (решение учебных задач), контроль и самоконтроль, рефлексивно-оценочные действия (оценка и самооценка)
Мотив – побуждение, движущая сила, намерение как волевой акт, состояние человека, заставляющее его действовать. Мотив побуждает человека стремиться к цели, выполнять ту или иную деятельность. Учебная задача –разрыв в практическом действии, который может быть преодолен отысканием нового способа действия. Характеризуется тем, что новый способ действия является общим способом решения целого класса конкретно- практических задач.
Теория планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина создания мотивационной основы действия становление схемы ориентировочной основы действия (алгоритм) формирование действия в материальной (материализованной) форме преобразование действия действие во внешней речи «про себя» действие в скрытой речи в форме собственно умственного действия
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта УД в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности
Зона ближайшего развития это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной деятельности ребенка, т. е. уровнем его актуального развития, и уровнем, который ребенок достигает в сотрудничестве со взрослым.
Традиционное оучение обучение естественное развитие = зона актуального развития
Развивающее обучение развитие деятельность обучение = зона ближайшего развития
Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения 1) базируется на принципе доступности опирается на зону ближайшего развития 2) учащийся выступает в роли объекта УД учащийся действует как субъект собственной УД
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;
5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности; формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
Универсальные учебные действия Личностные результаты Личностные УУД Метапредметные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД, Коммуникативные УУД
Функции универсальных учебных действий - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.