Урок по развитию речи на тему: «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Зима»»
Цели и задачи: Познакомить с творчеством И.И.Шишкина. Развивать личность ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи. Учить писать сочинения по картине, передавать в определённой последовательности её содержание, с использованием своих наблюдений. Формировать умение строить текст. Формировать умение определять основную мысль произведения. Развивать чувство прекрасного, привлечь внимание детей к красоте русской природы.
Ваши задачи: внимательно рассмотреть картину; сравнить со своими наблюдениями за природой; составить план описания; описать картину устно, а затем и письменно.
ЗИМА
И. Шишкин. На Севере диком… И.Шишкин. Иней
Иван Иванович Шишкин ( гг.)
«Вот север, тучи нагоняя…» Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл, - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою… Дохнул мороз…И рады мы Проказам матушки-зимы.
И.Шишкин. Зима.
Мелодия композитора Петр Ильич Чайковский «У камелька» лиричная солнечная радостная тревожная волшебная спокойная мрачная добрая нежная грустная
План: 1. Поэт русской природы. 2. Сказочный лес. 3.Моё впечатление от картины (что бы я почувствовал, окажись я в таком лесу)
Эпиграф Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. А.С.Пушкин Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Ф.Тютчев Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой, Подвязалася сосна. С.Есенин
Палитра художника Чисто-белый, белый, молочный Голубой Лазурный Серый Чёрный
Лексическая работа Небо Деревья Кустарники Снег Состояние природы
Продолжи ряд Иван Шишкин художник живописец автор мастер картина пейзаж полотно холст красивый прекрасный чудесный волшебный
Сейчас в этом бору тишина и спокойствие и только занесённые снегом упавшие вершины напоминают о том, что была страшная буря, и сила ветра победила силу лесных великанов.
Итог урока Какую речь развивали на уроке? Сегодня вы были читателями, слушателями, авторами. -Какая роль вам больше понравилась? Кто помог вам увидеть красоту зимней природы?
Автор: Бочкова Е.В., учитель начальных классов школы 886 г. Москвы учебный год.