Плавание тел Урок физики в 7 классе. Учитель Ситникова Г. А. МОУ Садовская СОШ 1
Цель урока : изучить условия плавания тел в жидкости. Задачи урока : Способствовать организации коллективных способов решения проблемы Создавать ситуации для развития логического мышления учащихся Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать явления, навыки решения расчетных задач Продолжать формирование у учащихся целостного восприятия окружающего мира на основе использования межпредметных связей Выявить зависимость поведения тел в жидкости от плотности веществ жидкости и тела.
Опорные понятия : плотность вещества ; масса и объем тел ; сила тяжести ; сила Архимеда ; равнодействующая сил, направленных по одной прямой.
Актуализация проблемы и разработка способов ее решения : Расскажите о постановке опыта и его результате ; Определите проблему и сформулируйте тему и цель урока. Какие силы действуют на бруски ? Как они направлены ? Изобразите на рисунке силы, действующие на тело. Докажите математически, почему данные тела ведут себя в воде по - разному.
Задание для парной и групповой работы : Предложите методы определения объемов брусков. Объем какого из брусков трудно определить с помощью отливного сосуда ? Почему ? Определите объем бруска выбранным способом. Определите значения силы тяжести, выталкивающей силы и равнодействующей силы, сделайте вывод.
Обсуждение проблемы : Соответствуют ли итоги расчетов результатам опыта ? Какими же способами можно определить, утонет тело или будет плавать ? Можно ли предсказать поведение тела в воде, не используя опыт или расчет ?
Результаты обсуждения : Тело в жидкости Соотношение сил ФормулыВывод Тонет F т > F A V ρ тела g> V ρ ж g ρ тела > ρ ж Всплывает на поверхность F т < F A V ρ тела g< V ρ ж g ρ тела < ρ ж Плавает в жидкости F т = F A V ρ тела g= V ρ ж g ρ тела = ρ ж
Вывод : можно определить поведение тела в жидкости, если сравнить плотности жидкости и вещества тела.
Проверим знания : 1) Как и почему ведут себя тела в жидкости : Железная гайка в керосине Пробка в подсолнечном масле Кусок льда в воде Алюминиевая ложка в молоке 2) Зависит ли поведение тел в жидкостях от объема и массы тел и жидкостей ?
Задание учащимся : прочитать §50, подготовить устные ответы на вопросы 2, 4-7 стр.122.
Как строение водных организмов соответствует физическим особенностям условий их обитания ?
Приведите примеры роли плавания тел в жизни человека ? В природе ?
Объясните феномен Мертвого моря :
Сделаем выводы : Какое явление мы сегодня изучали, какие закономерности выявили ? Зависит ли выталкивающая сила от того, полностью или частично тело погружено в жидкость ? Почему ? Дайте устные ответы на вопросы 2, 4-7 стр.122.