Учебная самостоятельность – основная форма проявления инициативности, ответственности и самостоятельности школьника
Главная цель - формирование и развитие личности нового типа – экономически грамотной, самостоятельной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики, гуманной, ответственной и дисциплинированной Главная цель - формирование и развитие личности нового типа – экономически грамотной, самостоятельной, творчески мыслящей, соответствующей требованиям рыночной экономики, гуманной, ответственной и дисциплинированной
Приоритетными становятся – удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. При этом важно предвидеть возможную сферу будущей деятельности, позаботиться о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкурентности и трудностей на рынке труда. Приоритетными становятся – удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном и личностном становлении, самореализации, самоутверждении. При этом важно предвидеть возможную сферу будущей деятельности, позаботиться о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкурентности и трудностей на рынке труда.
Главная задача - создание условий для развития личности каждого ребенка, индивидуализации и дифференциации образования, допрофессиональной подготовки Главная задача - создание условий для развития личности каждого ребенка, индивидуализации и дифференциации образования, допрофессиональной подготовки
Для достижения целей необходимы: уважение к личности ребёнка, уважение к личности ребёнка, учёт образовательных интересов каждого ученика; учёт образовательных интересов каждого ученика; соответствие образовательного запроса возрасту; соответствие образовательного запроса возрасту; обеспечение полноценного психического и физического развития; обеспечение полноценного психического и физического развития; охрана здоровья детей охрана здоровья детей
Главный приоритет в обучении - направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребёнка
Учебная самостоятельность (умение учиться) - основная форма проявления инициативности, ответственности и самостоятельности школьника Учебная самостоятельность (умение учиться) - основная форма проявления инициативности, ответственности и самостоятельности школьника
Развитое умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях Развитое умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях
Задача всех ступеней школьного образования - формирование умения учиться Задача всех ступеней школьного образования - формирование умения учиться
Составляющие умения учиться : Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться.
Способы выйти за пределы собственной компетентности: самостоятельно изобрести недостающий способ действия, то есть перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную; самостоятельно изобрести недостающий способ действия, то есть перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную; самостоятельно найти недостающую информацию в любом «хранилище», прежде всего в книгах и Интернете; самостоятельно найти недостающую информацию в любом «хранилище», прежде всего в книгах и Интернете; запросить недостающие данные у знатока и умельца запросить недостающие данные у знатока и умельца
Функции учителя как особой социокультурной позиции взрослого учит самому ученью; учит самому ученью; учит не столько действовать, сколько планировать будущее действие и искать его способы; учит не столько действовать, сколько планировать будущее действие и искать его способы; способен научить любого ученика учиться, сделать его субъектом самообучения способен научить любого ученика учиться, сделать его субъектом самообучения
Граница компетентности ученика и способы перехода этой границы - предмет совместных действий ученика и учителя Граница компетентности ученика и способы перехода этой границы - предмет совместных действий ученика и учителя
Очень важно обеспечить ребёнку такое образование, чтобы он сам был субъектом деятельности проявлял инициативность и независимость Очень важно обеспечить ребёнку такое образование, чтобы он сам был субъектом деятельности проявлял инициативность и независимость
Симптомы неумения учиться Ребенок с трудом включается в работу, часами просиживает за домашним заданием, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать... В подавляющем большинстве случаев психологическое обследование выявляет нормальный уровень развития интеллектуальной сферы ребенка при низком уровне развития организации деятельности. Ребенок с трудом включается в работу, часами просиживает за домашним заданием, отвлекается, забывает вопрос задачи, едва начав ее решать... В подавляющем большинстве случаев психологическое обследование выявляет нормальный уровень развития интеллектуальной сферы ребенка при низком уровне развития организации деятельности. Ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо запоминает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных упражнений... И в этом случае психологическое обследование редко обнаруживает грубое снижение интеллектуального уровня; однако у ребенка, как правило, наблюдается интеллектуальная пассивность, невладение эффективными стратегиями мыслительных и мнемических действий. Ребенок с трудом усваивает новый материал, плохо запоминает, при пересказе не выделяет существенного, нуждается в большом числе тренировочных упражнений... И в этом случае психологическое обследование редко обнаруживает грубое снижение интеллектуального уровня; однако у ребенка, как правило, наблюдается интеллектуальная пассивность, невладение эффективными стратегиями мыслительных и мнемических действий.
Пути пропедевтики и коррекции проявлений «неумения учиться» Ребенка учат навыкам самоорганизации, применению оптимальных мнемотехник и мыслительных стратегий.
Эффективная организация самостоятельной деятельности учащихся - важнейший образовательнй акт, создающий предпосылки формирования и развития самообразовательных умений Эффективная организация самостоятельной деятельности учащихся - важнейший образовательнй акт, создающий предпосылки формирования и развития самообразовательных умений