Выступление учителя начальных классов МОУ СОШ 5 г. Щербинки Рудаковой И. В. на городской научно- практической конференции учителей и руководителей ОУ (декабрь, 2007г.)
Доклад Психофизиологические особенности индивидуальности школьников
В. В. Розанов: «На одно и то же впечатление всякая отдельная душа ответит разно, и именно в меру того содержания, которое с ней послано в мир. И так как именно раскрыть это содержание должен воспитывающий, он никогда не должен обращаться с чем-нибудь значительным по смыслу к толпе, но всегда и только к лицу».
Индивидуальный подход как педагогический принцип Важен для достижения двух основных целей: - повышения эффективности обучения; - облегчения труда учителя.
Влияние индивидуальных особенностей в учебной деятельности на устойчивость и распределение внимания скорость восприятия скорость мышления уверенность в себе самооценка память
Индивидуальный подход проявляется - выборе и применении методов обучения, - дозировке домашних заданий, - при определении вариантов самостоятельных и контрольных работ (по степени их трудности) и др.
Критерии внутриклассной индивидуальности обучения 1. Ориентация на уровень достижений школьника. 2. Организация на процессуальные особенности поведения и учебной деятельности.
Уровни развития ребенка актуальный уровень (запас знаний и умений, сформированных у ребенка) «зона ближайшего развития» (большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве)
Реализация индивидуального подхода – учет индивидуальных проявлений основных свойств нервной системы при организации процесса обучения: * сила – слабость ; * подвижность – инертность.
Специальные приёмы работы со «слабыми» и «сильными» учащимися: не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; желательно, чтобы ответы были не в устной, а в письменной форме; не заставлять отвечать новый, только что изученный материал, лучше отложить опрос на следующий урок; выбрав правильную тактику опросов и поощрений, формировать уверенность в своих силах; осторожно оценивать неудачи этих учеников, ведь они и сами весьма болезненно относятся к ним; обязательно поощрять их за старания, настойчивость, даже если результат далёк от желаемого; во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного; в минимальной степени отвлекать, стараясь не переключать внимания, создавать спокойную обстановку; по возможности спрашивать в начале урока; лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня; важно научить школьника умению пережить неудачу.
Специальные приёмы работы с инертными и подвижными учениками не требовать от них немедленного включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно; постепенно предлагать разные задания, не торопить с их выполнением, поскольку они не могут активно работать с разнообразными заданиями, а некоторые вообще отказываются выполнять их; не торопить с изменением неудачных формулировок при устных ответах; инертным ученикам необходимо время на обдумывание, поскольку они чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегают импровизаций; не спрашивать в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущих ситуаций; избегать ситуаций, когда от инертного нужно получить быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить ему время на обдумывание и подготовку; в момент выполнения заданий не надо отвлекать такого ученика, переключать его внимание на что-либо другое; не следует заставлять инертного отвечать новый, только что пройденный материал, лучше отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.
П. П. Блонский: «Хороший учитель отличается от плохого тем, что умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего все ученики разные, а для плохого – все одинаковые».