Урок физики в 9 классе ( С использованием метода графических образов ) Учитель Зайцев В.В. Явление электромагнитной индукции.
I этап – Погружение в эксперимент и его отображение. Изучается явление возникновения электрического тока в замкнутом поводящем контуре в различных условиях опыта. Ученики знают понятия электрический ток, магнитное поле и магнитная индукция, магнитный поток, условные обозначения элементов электрической цепи.
Схематичное изображение учениками наблюдаемых опытов
II этап - Поиск Опорные вопросы для направленного поиска: - Почему при подключении к внутренней катушке источника тока во внешней кратковременно появляется, а затем исчезает ток, а при отключении источника гальванометр вновь фиксирует ток? - Когда исчезает ток в катушке? - Что общего вы видите в поднесении к катушке постоянного магнита и катушки с током? - С чем вы связываете появление тока в цепи? Если у учащихся возникает затруднение при ответе на этот вопрос, то выйти из него поможет следующий: - Как изменяется ток в цепи в момент подключения (отключения) источника?в момент подключения (отключения) - Что общего вы видите во всех опытах, когда гальванометр показывал наличие электрического тока в цепи? III этап – Работа с воображением.
I 0 I=0 I I=0 I I 0 IV этап – Создание графического образа явления. S NS B=const B B
затруднений На основе созданного графического образа учащимся предлагается сформулировать два определения явления электромагнитной индукции, что они, как правило делают без больших затруднений. Возникновение электрического тока в замкнутом проводнике при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур этого проводника. Явление электромагнитной индукции Возникновение электрического тока в замкнутом проводнике, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется. Явление электромагнитной индукции
М. Фарадей 29 августа 1831 г. открыл явление электромагнитной индукции
Таким образом: На первом этапе каждый ученик имеет возможность по-своему воспринять наблюдаемое явление, однако результаты опытов однозначны и практически все правильно отображают видимую причину появления тока. На втором и третьем этапах – в ходе поиска, используя инструмент логического мышления, учащиеся приходят к выводу, что причина появления тока не в движении магнита…, а в изменении магнитного потока через контур проводника. На четвёртом этапе они создают научную модель явления и уверенно формулируют понятие электромагнитной индукции. Полученная конструкция вызывает у ученика интерес к дальнейшему исследованию явления, он стремится получить ответы на вопросы: как направлен индукционный ток, от чего зависит его сила…, что обеспечивает успешное изучение явления электромагнитной индукции в 11 классе.