В современной российской школе происходит отчуждение общества от школы. Поэтому необходимо введение института государственно - общественного управления образовательным учреждением, то есть создание условий для трансформации школы в реальный институт гражданского общества. Возникает необходимость наметить и конкретную тактику практических шагов по реализации замыслов и идей введения государственно - общественного управления образованием.
ЦЕЛЬ Создание эффективной системы соуправления в образовательном учреждении для повышения качества и доступности образования
ЗАДАЧИ реализация прав субъектов образовательного процесса ( учителей, обучающихся, их родителей ) удовлетворение потребностей и интересов субъектов образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством увеличение масштабов информирования населения о возможностях общественного участия в управлении, результатах работы органов государственно - обществен ного управления, реализация мер, направленных на повышение мотивации граждан к участию в управлении образованием.
ЭФФЕКТЫ привлечение в образовательное учреждение дополнительных ресурсов ; материально - техническое развитие образовательного учреждения ; удовлетворение актуальных образовательных запросов семьи и общества ; разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса ; рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении образованием ; расширение социального партнерства ; стимулирование инновационной деятельности в образовании.
РИСКИ стремление к построению вертикально - иерархических отношений с лицами и организациями ; недостаток информации о роли и функциях государственно - общественного управления ; непонимание реальных полномочий ; недостаточная проработанность нормативной базы ; сложность процедур создания ; отсутствие возможности для обучения членов управляющих советов.
законность, реализация и защита прав участников образовательного процесса; добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении; открытость и демократичность системы образования ; взаимодействие и согласованность всех заинтересованных сторон.
Управляющий Совет ОУ Профсоюзный комитет Общешкольный родительский комитет Родительская конференция Родительская конференция Ученический совет Педагогический совет Методический совет Методические объединения Ученическая конференция Ученическая конференция Общее собрание трудового коллектива Общее собрание трудового коллектива Комитеты
СТАТУС, ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ Действует на основании Устава ОУ, Положения об Управляющем совете, Положения о выборах в Управляющий совет, приказа учредителя ПОЛНОМОЧИЯ Принимает решения по утверждению программы развития ОУ. Утверждает учебный план, образовательные программы, режим работы. Содействует привлечению внебюджетных средств. Участвует в распределении стимулирующего фонда. Утверждает план финансово-хозяйственной деятельности. Рассматривает жалобы и заявления участников образовательного процесса. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Выборы представителей от работников, родителей, учащихся. Директор (по должности). Представитель учредителя. Кооптированные члены. СОСТАВ Представитель учредителя Директор Представители учащихся – по одному от каждой параллели старшей ступени, работников – 1/4, родителей – 1/3, общественности - 3 СТРУКТУРА Председатель Секретарь Комиссии
СТАТУС, ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ Действует на основании Устава ОУ, Положения об Общем собрании трудового коллектива ПОЛНОМОЧИЯ Принимает Устав школы, изменения к нему. Утверждает коллективный договор. Вносит предложения по членству в УС Обсуждает проекты локальных актов по вопросам, касающимся интересов работников. Обсуждает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Все члены трудового коллектива, для которых ОУ является основным местом работы. СОСТАВ Все члены трудового коллектива, для которых ОУ является основным местом работы. СТРУКТУРА Председатель Секретарь
СТАТУС, ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ Действует на основании Устава ОУ, Положения о Педагогическом совете ПОЛНОМОЧИЯ Обсуждает и выбирает учебный план, программы, УМК. Организует работу по повышению квалификации педагогов, распространению передового опыта. Решает вопросы о допуске к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс, выдаче аттестатов об образовании. Решает вопрос о рекомендации к различным видам поощрения. Определяет направления взаимодействия ОУ с государственными и общественными организациями и др. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Все педагоги ОУ по должности СОСТАВ Все педагоги ОУ СТРУКТУРА Председатель ПС Секретарь ПС
СТАТУС, ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ Действует на основании Устава ОУ, Положения о Методическом совете ПОЛНОМОЧИЯ Согласует программы, планы. Создает систему методических услуг, направленных на повышение качества и эффективности образования. Создает условия для научно-практической работы педагогов. Способствует развитию педагогического творчества и методическому обеспечению повышения квалификации педагогов. Транслирует педагогический опыт. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Заместители директора по должности Руководители МО по должности СОСТАВ Заместители директора по должности Руководители МО по должности СТРУКТУРА Руководитель МС Секретарь МС
СТАТУС, ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ Действует на основании Устава ОУ, Положения о Методическом объединении ПОЛНОМОЧИЯ Изучает нормативную и методическую документации. Рассматривает программы, планы. Отбирает содержание и составляет образовательные программы. Совершенствует методики проведения различных видов занятий и их учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Утверждает аттестационный материал для промежуточного и итогового контроля. Организует работу по самообразованию учителей. Планирует и организует предметные недели, предметные олимпиады, конкурсы. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Учителя-предметники СОСТАВ Учителя-предметники СТРУКТУРА Руководитель МО Члены МО
СТАТУС, ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИМНОСТИ Действует на основании Устава ОУ, Положения об Ученической конференции ПОЛНОМОЧИЯ Выбирает членов органов ученического самоуправления. Вносит предложения по планированию работы. Выдвигает кандидатуры в Управляющий совет. Выдвигает предложения по организации деятельности ОУ. Защищает права учащихся. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Активы 5-11 классов СОСТАВ Активы 5-11 классов СТРУКТУРА Председатель Секретарь
СТАТУС, ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ Действует на основании Устава ОУ, Положения об Ученическом совете ПОЛНОМОЧИЯ Выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы. Изучает и формулирует мнение школьников по вопросам школьной жизни. Представляет позицию учащихся в органах управления школой. Разрабатывает предложения по совершенствованию учебно- воспитательного процесса. Изучает интересы и потребности школьников в сфере внеучебной деятельности, создаёт условия для их реализации. Содействует разрешению конфликтных вопросов. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ На выборной основе из числа учащихся 8-11 классов сроком на 1 год СОСТАВ Избранные представители из числа учащихся 8-11 классов СТРУКТУРА Председатель, секретарь Руководители и члены комитетов
СТАТУС, ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ Действует на основании Устава ОУ, Положения о Родительской конференции. ПОЛНОМОЧИЯ Вносит предложения в план работы ОУ Делегирует членов из числа родителей в Управляющий совет Вносит предложения в Программу развития ОУ. Вносит предложения по организации режима работы ОУ. Взаимодействует с общественными организациями по вопросам пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни, семейного воспитания. Утверждает состав общешкольного родительского комитета ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Делегаты от родительских коллективов классов СОСТАВ 5-7 человек от каждого класса СТРУКТУРА Председатель Секретарь
СТАТУС, ОСНОВАНИЕ ЛЕГИТИВНОСТИ Действует на основании Устава ОУ, Положения о Родительском комитете. ПОЛНОМОЧИЯ Содействует обеспечению оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса. Координирует деятельность классных РК. Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях. Оказывает содействие в проведении общешкольных мероприятий. Совместно с администрацией школы контролирует организацию и качество питания, медицинского обслуживания. Оказывает помощь в организации и проведении общешкольных родительских собраний. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ Председатели родительских комитетов классов. СОСТАВ Один представитель от РК класса СТРУКТУРА Председатель Секретарь