ПРАКТИКО - ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ « Методика подготовки учащихся к выполнению части С в ЕГЭ по русскому языку » с лушателей курса « Новые формы организации подготовки учащихся 11- ых классов общеобразовательных учреждений к ЕГЭ по русскому языку » Жуковой Л. Е., Погонялиной Т. В., учителей русского языка и литературы МОУ « Средняя общеобразовательная школа 3» Воскресенского района г. Воскресенск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА I. Вступление. II. Основная часть. 1. Теоретические сведения, необходимые для написания сочинения - рассуждения : а ) требования к сочинению - рассуждению по исходному тексту и алгоритму работы над этим сочинением ; б ) работа над критериями К 1- К Практическая часть : а ) план написания сочинения - рассуждения и возможные речевые клише ( типовые конструкции ); б ) пример исходного текста для анализа и образец ученического сочинения - рассуждения по этому тексту. III. Заключение. IV. Используемая литература.
Задание части С должны отразить коммуникативные знания учащихся. Современный человек должен уметь работать со всё возрастающим количеством самой разнообразной устной и письменной информацией, грамотно выражать собственные мысли и адекватно воспринимать чужую речь.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА : - научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста ; - подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку ; - совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся ; - развивать эрудицию выпускников ; - формировать активную жизненную позицию учеников ; - совершенствовать морально - этические качества учащихся ; - способствовать интеллектуальному и духовно - нравственному развитию обучающихся.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЧАСТИ С : - индивидуальные ; - фронтальные ; - групповые. Технологии : - технология предметного тренинга ; - ИКТ ; - технология развития творчества ; - практико - ориентированная технология ; - технология проблемного обучения ; - технология исследовательской деятельности учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ - РАССУЖДЕНИЮ - знакомство учащихся с критериями проверки и оценки выполнения задания С ; - объем сочинения - не менее 150 слов ; - работа должна быть написана с опорой на исходный текст ; - избегать пересказа прочитанного текста ; - писать сочинение по алгоритму.
К 1. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ ИСХОДНОГО ТЕКСТА. Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Сформулировать проблему можно в форме вопроса или оценивания объекта проблемы. Основная проблема – это та проблема, по которой отчетливо заявлена авторская позиция. Виды проблем : - философские ; - политические ; - научные ; - экологические ; - нравственно - этические. -социальные.
К 2. КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ. - Выбрать один из видов комментария : текстуальный ( следуя за автором в раскрытии проблемы ) или концептуальный ( интерпретация проблемы исходного текста ); - прокомментировать проблему, опираясь на авторский текст ; - обратить внимание на актуальность проблемы ; - ответить на вопросы : кто из великих людей обращал на это внимание ? какой области жизни касается эта проблема ?
К 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ПО ОБОЗНАЧЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ. Авторская позиция может быть выражена прямо ( в публицистических и научных текстах ) или косвенно ( в художественных текстах ). Автор может : - положительно относиться к изображаемому ; - отрицательно ( осуждающе, саркастически ); - неоднозначно ; - двойственно ; - скептически ; - иронически ( с юмором )
К 4. ИЗЛОЖЕНИЕ И АРГУМЕНТАЦИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА. Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Чтобы они были убедительными, нужно опираться на читательские впечатления или жизненный опыт.
ПЛАН НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ( ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ ) Вступление … на этот вопрос постарался ответить автор … Автор рассуждает над проблемой … Автора волнует проблема … Над какой проблемой ( вопросом ) задумался автор ? Какие вопросы ( проблемы ) автор считает наиболее важными ? Комментарий Данная проблема актуальна … Ситуация типична … Автор подводит нас ( читателя ) к выводу ( мысли ), что … обращается ( к широкому кругу читателей, молодёжи, людям среднего возраста, интеллектуалам и др.) Особо автор подчёркивает … Особое внимание автор обращает на … автор иронизирует, когда пишет о …
Позиция автора Позиция автора понятна и достойна уважения … Автор открыто заявил о … Писатель ( автор ) прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … ( так поступать недопустимо, потому что это влечёт за собой …) Аргументация Вот доказательства моих слов … Этому есть немало примеров в русской литературе, например, … Вот пример ( ы ), подтверждающий ( е ) мою точку зрения … Заключение ( вывод ) Приведённых примеров достаточно ( недостаточно ), но они позволяют сделать вывод … Обобщая сказанное, можно сделать вывод ( сказать )… В заключение можно сказать …
ЛИТЕРАТУРА 1.Павлова С. А Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку : алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. М. : Просвещение, с. 2.Кобзарева Л. А. Русский язык. 9 класс : элективный курс « С очинения - рассуждения на основе прочитанного текста : теория и практика. – Волгоград : Учитель, с. 3.Максимович Т. И., Пугачёв И. А. Пособи е для подготовки к ЕГЭ Русский язык : Выполнение части 3 ( часть С ). – М.: Астрель Олимп, с. 4. ЕГЭ Русский язык : типовые экзаменационные варианты : 30 вариантов / под ред. И. П Цыбулько М.: издательнство « Национальное образование », ЕГЭ Русский язык : Актив - тренинг : выполнение заданий А, В, С / / под ред. И. П Цыбулько М.: издательство. « Национальное образование », 2012.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !