Разноуровневое обучение Цель: Обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта Задачи: 1.Формирование у детей устойчивого внимания посредством развития познавательного интереса. 2.Развитие познавательного интереса средствами Ч-П деятельности. 3.Развитие творческого мышления всеми видами творческой деятельности.
Исходные научные идеи 1.Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои учебные возможности. 2.Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. 3.В структуре уровневой дифференциации выделяют три уровня по обученности.
Механизм организации уровневой работы в целостном процессе. 1. Добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала, но не ниже госстандарта. 2.Развитие всех видов самостоятельной работы и не только на контроле. 3.Добровольная посадка по уровневым группам. 4.Возможно освобождение от обязательных д\з при выполнении базиса. 5.Возможно опережающее обучение по темам, разделам… 6.Учащимся всегда предлагается трёхуровневая цель.
Методика определения ЗБР 1.Учитель объясняет учебный материал базового характера 7-8 минут (не более 10). 2.Показывает образец применения знаний в сходной ситуации. 3.Показывает образец применения знаний в частично изменённой ситуации. Проводит безотметочный тест на определение зоны. Структура теста: 1.Ответьте на вопрос причинно- следственного характера (определяется понимание). 2.Даётся задание репродуктивного характера.
Оценивание результатов теста Если ребёнок справился за 10 минут без затруднений - он находится в зоне актуального развития, иначе - он в зоне ближайшего развития. !Тест проверяется по образцу, который учитель демонстрирует на доске.
Шаги коррекции 1.Если с тестом не справились 1\2 класса - повторяется объяснение в свёрнутом виде. 2.Если не справилась группа - коррекция в группе с лидером. Если не справились 1-2 пары - коррекция в парах с лидером.
Методика определения обучаемости 1.Повторяется всё, что нужно для усвоения новой информации. 2.Учитель объясняет базовый материал 7-8 минут. 3.Показывается образец применения знаний в сходной ситуации. 4.Показывает образец применения знаний в частично-изменённой ситуации. 5.Даётся тест (письменный или устный).
Тест по определению обучаемости. 1.Напиши, перескажи что ты узнал нового (проверяется воспроизведение). 2.Ответь на вопрос причинно-следственного характера (проверяется понимание). 3.Выполни задания по образцу ( проверяются первичные умения). 4.Выполни задания по применению знаний в частично-изменённой ситуации (проверяются первичные навыки).
Результаты теста 1. Выполнены: 1-4 задания - высокий уровень обучаемости; 1-3 задания - средний уровень; 1-2 или 1 задание - низкий уровень.
Уровни обученности 1 уровеньРазличение 2 уровеньЗапоминание 3 уровеньПонимание 4 уровеньУмения 5 уровеньПеренос знаний
Структура теста на определение обученности: 1.Задание 1-го уровня: отбери, подчеркни… 2.Задание 2-го уровня:дай определение, сформулируй… 3. Задание 3-го уровня: Почему? Как? Установи зависимость… 4. Задание 4-го уровня :Выполни задание по образцу. 5. Задание 5-го уровня: Смоделируй, спректируй, сочини, прорецензируй, что получится, если…
Рекомендации по проектированию разноуровневого занятия 1.Цель для ученика даётся как проект конечного результата и всегда на трёх уровнях. 2.На каждом уровне должны быть свой пласт знаний и свой пласт умений. 3.Без больших знаний нет больших умений. 4.Опрос всегда проводится на разных уровня. 5.Изучение начинается с самого высокого уровня и снижается после определения зоны. 6.Закрепление на уроках изучения нового - на одном уровне, на остальных уроках - на всех. 7.Контроль на уроках изучения нового - на одном уровне, на остальных уроках - на всех. 8.Домашнее задание всегда на разных уровнях.