Алгоритм работы с текстом (часть С). Задание части С Формулируем проблему текста Учимся комментировать Позиция автора Своя позиция и аргументы Композиция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Advertisements

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Последовательность действий 3. Прокомментировать проблему Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо (К-2)
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
Позиция автора. Ваше отношение к позиции автора. Готовимся к ЕГЭ. Часть С.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
По материалам пособия А.Г Нарушевича «Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии»
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Готовимся к ЕГЭ. Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Электронное пособие для учащихся По материалам пособия А.Г Нарушевича «Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, комментарии»
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Транксрипт:

Алгоритм работы с текстом (часть С)

Задание части С Формулируем проблему текста Учимся комментировать Позиция автора Своя позиция и аргументы Композиция сочинения Поговорим об ошибках Обобщение

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.

Алгоритм работы с текстом (часть С) Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Формулируем проблему. Комментируем Формулируем позицию автора по поставленной проблеме. Выражаем своё отношение к проблеме. Приводим аргументы. Работаем над заключением.

Что такое проблема текста? Проблема (problema – и задача, задание) - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения.

Problema (лат.)-задача, вопрос Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования ( См.Словарь русского языка. В 4-х т. / под ред. А.П.Евгеньевой. – М., ) Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации. Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем. Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом. ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

Философские ПолитическиеНравственныеЭкологические Социальные

Затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления В чём смысл человеческой жизни? Что такое свобода? Как связаны человек и мышление?

Касаются устройства и жизни общества Можно ли избежать социальной несправедливости? Возможно ли построение идеального общества? Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Политические проблемы Связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп Как создать правовое государство? Как защитить политические права и свободы человека? Нужна ли обществу цензура?

Экологические проблемы Отражают взаимодействие человека и окружающей среды Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Каким должно быть гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды? Как уберечь нашу планету от экологической катастрофы?

Нравственные проблемы Связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек с определёнными правилами поведения Что такое совесть? (порядочность, интеллигентность ) Всегда ли нужно прислушиваться к мнению старшего? Следует ли помогать ближнему?

Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания. ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ. Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ. Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ. Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать. Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

Публицистический текст (Т- А- Д) обрати внимание на 1-ый (обычно сформулирован основной вопрос-проблема) и последний абзацы. Учти, что в тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну и работать только по ней! Перечитайте 1-ый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам поможет пункт А-29. (желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса). На всех этапах работы постоянно возвращайтесь к поставленному вами вопросу.

Художественный текст Проблема сформулирована не явно. Проблемный вопрос надо ставить ко всему тексту. Целесообразно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, речи, пейзажные зарисовки). Подумай, для чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях, о чём хочет поразмышлять. Поставить проблему можно, отталкиваясь от позиции автора, утверждения, основной мысли текста (найдите абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема)) Смотри текст 5

Как сформулировать проблему? Если формулировка не очень сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРОБЛЕМА (чего?) Р.п. Автор рассуждает над проблемой…. В тексте поднимается проблема… Текст заставляет каждого из нас задуматься над проблемой… Избежать неудачных конструкций поможет второй способ формулирования проблемы – ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Формулировка проблемы текста Чётко сформулируйте одну из проблем текста. Проблема=идея=основная мысль текста. Возможны следующие варианты формулировки проблемы: -через цитату, взятую из самого текста …На мой взгляд, именно в этих словах заключается основная мысль текста. -через собственный тезис с опорой на лексику текста …вот одна из проблем, поставленных автором.

Работа с текстом. Проблема чинопочитания. Почему один и тот же человек в одних ситуациях «высматривает орлом», а в других – «превращается в песчинку»? Проблема

Формулировка проблемы текста -через риторический вопрос ….Вот та проблема, которая волнует автора. -через синтаксическую конструкцию подлежащее+сказуемое в им.п. Основная мысль этого текста- … -через следующую синтаксическую конструкцию Основной проблемой этого текста является проблема (сущ. в род падеже)… Нельзя писать «Автор поднимает проблему о …», «В этом тексте поднимается проблема о …»

Прокомментировать проблему (К-2) Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо Комментарий- это ваше понимание исходного текста, поиски важных микротем, раскрывающих проблему, это толкование текста, его расшифровка.

О чём можно говорить в комментарии О чём можно говорить в комментарии насколько актуальна проблема и почему; насколько актуальна проблема и почему;актуальна кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;ситуациях как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы; как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;другие авторыдругие авторы есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

Что такое комментарий? Комментарии – рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова) Комментарий показывает, насколько глубоко и полно понимается выделенная проблема. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст Объяснение текста с опорой на вопросы: 1.Как, на каком материале автор раскрывает проблему? 2.На чём заостряет внимание? 3.Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? 4.Как выражено авторское отношение к изображаемому? 5.Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как оформить комментарий? Автор раскрывает проблему на примере… В центре внимания автора… Автор говорит о том, что… Автор обращает внимание на … Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)… Автора волнует (тревожит)…

Обратите внимание!!! Комментарий следует отличать от пересказа Пересказывая, говорим о том, что делают герои Комментируя, говорим о том, что делает автор Комментарий не нужно подменять своими размышлениями над проблемой. Задача – осветить точку зрения автора

Можно: указать на выделенные автором разные аспекты проблемы; указать на выделенные автором разные аспекты проблемы; аспекты проблемы аспекты проблемы указать, с каким настроением пишет автор; указать, с каким настроением пишет автор;настроением обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции; обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;композицию отметить изобразительные средства и стилистические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально. отметить изобразительные средства и стилистические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально.изобразительные средства изобразительные средства

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Н. В. Гоголь одним из первых в русской литературе поднимает эту проблему, которая впоследствии станет ведущей в творчестве других писателей – Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова. Гоголь рассуждает о том, как чинопочитание может «преобразить» человека. Удивительные метаморфозы происходят с Иваном Петровичем, чиновником канцелярии, при общении с разными людьми. С подчинёнными он говорит басом, «выступает плавно, мерно», а в кабинете начальника делается ниже ростом, «пищит птицей и всё смеётся».

Типичные ошибки при комментировании проблемы комментарий подменяется пересказом; комментарий подменяется пересказом; излишне подробно цитируется исходный текст; излишне подробно цитируется исходный текст; выделена одна проблема, а комментируется другая; выделена одна проблема, а комментируется другая; при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик». при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».

Полезные советы Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразительности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предложения исключаются при подсчете слов (рекомендуемый объем сочинения - не менее 150 слов). Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразительности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предложения исключаются при подсчете слов (рекомендуемый объем сочинения - не менее 150 слов).

Полезные советы В сочинении не нужно специально анализировать использованные в тексте средства выразительности. В комментарии можно обратить внимание на особенно яркие или настойчиво повторяющиеся языковые средства, привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, однако простое перечисление использованных автором приемов («Автор мастерски использует ряды однородных членов» и т. п.) не только не украшает работу, но и нарушает логику развертывания мысли.

Полезные советы Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов. Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.

Полезные советы Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

Полезные советы Не обязательно указывать стиль речи, к которому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор неслучайно обращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как… Не обязательно указывать стиль речи, к которому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор неслучайно обращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как…

Полезные советы Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка.авторский неологизмавторский неологизм

Полезные советы Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т. п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т. п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

К этой проблеме в своих произведениях обращались… На мой взгляд, средства массовой информации недостаточно активно обсуждают эту проблему… Эта проблема часто обсуждается в средствах массовой информации…

Переход к позиции автора Текст представляет собой логичное, яркое, убедительное размышление, в котором автор стремится подвести читателей к пониманию собственной позиции. Рекомендуется перечитать поставленный вопрос и найти в тексте на него ответ. Это авторская позиция (чаще всего она сформулирована в последнем абзаце)

Как выявить позицию автора? 1 В подборе фактов, отборе жизненного материала и его осмыслении 2 В соотношении персонажей 3 В языковом оформлении текста Авторская позиция проявляется :

Языковые средства, выражающие авторскую позицию Оценочная лексика Правда-ложь Польза-вред Подлинный- мнимый Несомненный- сомнительный Вводные слова Отношение говорящего к сообщаемому Достоверность сообщаемого Образные средства Эпитеты Метафоры Риторические вопросы и восклицания И др.

Позиция автора может быть прямо сформулирована в тексте, но чаще её нужно сформулировать самостоятельно Начните предложение так: «По мнению автора,…», «Автор прав, утверждая, что…», «Автор уверен в том, что…». Слово «автор» можно заменить контекстным синонимом.

Позиция автора Писатель с сарказмом говорит о том, что чинопочитание свойственно русскому человеку: презрение к низшим чинам и раболепие перед чинами высшими стало нормой общения на Руси.

Выражаем свою позицию по отношению к позиции автора (согласен- не согласен) Перечитай ещё раз проблемный вопрос! – ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными словами.

Читая Гоголя, не перестаёшь удивляться гениальности и дальновидности писателя. Абсолютно соглашаешься с автором, что чинопочитание может сделать человека жалким и смешным, убить в нём человеческое достоинство.

Структура второй части работы ТЕЗИС Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод

Тезис В сочинении ЕГЭ тезис – это позиция автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть. Тезис подчиняется следующим правилам: 1. Формулируется чётко и недвусмысленно 2.Не изменяется в течение всего обоснования 3.Его истинность должна быть доказана неопровержимо 4.Доказательства не могут исходить из тезиса

Конструкции для выражения своей позиции Я полностью согласен с автором… Я тоже считаю, что… Трудно не согласиться с автором… Я разделяю чувства а втора и думаю… СОГЛАСИЕ В чём-то я согласен с автором, но кое с чем мне бы хотелось поспорить… Позиция автора близка мне, но… Думаю, проблема глубже, чем кажется на первый взгляд… ЧАСТИЧНОЕ СОГЛАСИЕ Я считаю, что автор не прав, потому что… Я считаю необходимым возразить автору… Я думаю, следует не согласиться с автором… Мне кажется, автор не вполне прав… НЕСОГЛАСИЕ В большинстве текстов утверждаются очевидные истины, которые вряд ли целесообразно оспаривать. НЕ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ К «СПОРУ РАДИ СПОРА» Спор с автором требует от пишущего подчёркнутой корректности, вежливости.

Аргументация собственного мнения по проблеме Переход к этой части сочинения должен быть логичным. Продумайте фразу- переход, например: «Проблема, поднятая автором, - это вечная проблема» «Проблема, над которой размышляет автор, нравственная, и мы часто сталкиваемся с нею в повседневной жизни» «Проблема чести волнует и меня»

Что такое аргументация? Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседниками Аргументация – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…» Аргументы надо приводить в системе ( Рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала ) Последний аргумент фиксируется в памяти лучше!

Типы аргументов Чаще всего используются следующие аргументы: Факты и события Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений Пословицы и поговорки Примеры из личной жизни и жизни окружающих Примеры из художественной литературы

Типы аргументов По характеру связи с тезисом различают аргументы ЗА (свой тезис) и аргументы ПРОТИВ (чужого тезиса) заза Должны быть: правдивыми опираться на авторитетные источники доступными,понятными отражающими объективную реальность против Должны убедить в том, что доводы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критику С точки зрения содержания принято различать аргументы искусственны е Естественные

Естественные аргументы Естественные аргументы – это показания свидетелей, документы, то есть всё то, что удостоверено людьми благодаря тому, что они видели или слышали. Существуют в «готовом виде». Ссылки на общезначимый опыт Примеры из жизни Ссылки на авторитет Примеры из художественной литературы Ссылки на личный опыт

Искусственные аргументы Искусственные аргументы так или иначе связаны с необходимостью рассуждать. Мы создаём их сами, обращаясь к разуму или чувствам убеждаемого. Рассуждение с дефиницией (уточнение какого-либо понятия) Силлогизм (из двух суждений следует третье суждение) Аналогия (свойства одного объекта переносятся на другой объект того же класса Логические Аргументы к обещанию (указание на что-либо желательное, оцениваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности вежливость, сострадание, духовность, патриотизм, честь, благородство) Аргументы к угрозе (указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство) Чувственные

Логика изложения материала Не забывайте делить текст на абзацы. Их, как минимум, должно быть три (проблема, комментарий к ней с позицией автора, ваши аргументы).Прекрасно, если будет яркое, запоминающееся вступление и умное заключение, связанное с решением проблемы. Чётко и правильно выделяйте абзацы, делайте заметный отступ с начала строки!

Это важно! Несмотря на усталость, внимательно проверьте свою работу(речь, грамматика, орфография, пунктуация). Если в чём-то сомневаетесь, замените слово, измените синтаксическую конструкцию, чтобы избежать ошибки. Обратите внимание на фактическую точность материала.

Так писать нельзя! Также в этом тексте…. Автор хочет сказать нам… В своём рассказе автор… Как сказал Горький… К примеру, в рассказе Паустовского… Наверно, он решил… Автор как бы сравнивает… В данном тексте…

Не смешно! Если человек не будет трудиться, он обязательно превратится в обезьяну! В тексте автор употребляет слово «мама» в грубой форме – «мать». Разве можно так поступать с одноклассниками и одношкольниками! Во время войны ощущалась нехватка людей в еде! Я хочу пожелать всем ученикам: не ставайте такими, учитесь, чтобы выбиться в люди!

ПАМЯТКА ПО ЛЕКСИКЕ Речевая избыточность (плеоназм) - употребление в речи излишних и потому излишних слов: главная суть, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища. Речевая недостаточность - случайный пропуск слова: Картины маслом помещают в рамы (пропущено слово написанные). Тавтология - повтор одного слова или однокоренных слов в пределах предложения или текста (в близко расположенных предложениях): рассказать рассказ, случился случай.

Средства связи предложений в тексте Два основных типа: Путем лексических и грамматических повторов. Путем семантических соответствий (ассоциации). Средства, обеспечивающие тематическую связь: Лексические повторы. Слова- заместители: местоимения (человек - он); наречия (в саду - здесь); синонимы (медленно - неторопливо), контекстные (контекстуальные); синонимы (бобер - строитель) (имелась в виду плотина, построенная животным); метонимии (жители деревни - деревня); родовидовые слова (магнолия - цветок).

Отношения и связи, существующие в системе языка Тематические (дом + крыльцо + стены + крыша + окна и т. д.). Словообразовательные (текст - текстовой, текстологический). Антонимические (вспыхнуть - погаснуть). Средства, обеспечивающие грамматическую связь: Соответствие видовременных форм глагола. Предлоги.

Средства, обеспечивающие синтаксическую связь: Анафора (единоначалие) и эпифора (одинаковая концовка). Параллелизм синтаксических конструкций. Антитеза (противопоставление). Порядок слов (прямой - обратный (инверсия)). Вопрос- ответ. Союзы, частицы. Средства, обеспечивающие логическую связь: Последовательность в изложении мыслей, фактов, событий. Правильность причинно-следственных связей. Слова-организаторы логических связей (поэтому, из этого следует), вводные слова, резюмирующие слова (в итоге, в заключение) и т. п.