Технология развития критического мышления Методическое совещание
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика: 1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает); 2. гибкость (восприятие идей других); 3. настойчивость (достижение цели); 4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); 5. осознание (отслеживание хода рассуждений); 6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Критический мыслитель (ученик): Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
В содержании целей заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем.
Структура технологии
Основные функции учителя (традиционный урок): Информирующая (рассказать) Контролирующая (заставить выучить) Оценивающая (оценить усердие) Роль учителя (урок, построенный в ТРКМ): направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Приемы стадии вызова: 1. КластерКластер 2. Корзина идейКорзина идей 3. Денотатный графДенотатный граф 4. Дерево предсказанийДерево предсказаний 5. Верные и неверные утвержденияВерные и неверные утверждения
Пример денотатного графа
Приёмы стадии осмысления: 1. Инсерт Инсерт 2. Чтение с остановками Чтение с остановками 3. "Рыбий скелет" или "Фишбоун« "Рыбий скелет" или "Фишбоун« 4. Приёмы, работающие с таблицами таблица ПМИ таблица ЗХУ таблица-синтез сводная таблица концептуальная таблица таблица "Что? Где? Когда? Почему?« 5. Стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы вопросительные слова толстый и тонкий вопросы ромашка вопросов (ромашка Блума)
Пример приема «Фишбоун или рыбий скелет» Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Приёмы стадии рефлексии: Эссе Рафт Диаманта Синквейн Хокку (хайку) Бортовой журнал Двухчастный дневник Трёхчастный дневник Шесть шляп мышления
Акростихи на прощание: Тему новую учитель объяснять не хочет сам: "Ручки в руки и ищите! Кто герой, и что сказал?" Кто-то ищет в Интернете, кто - страницами шуршит. Мы за знания в ответе, пусть учитель помолчит!
Такой богатый выбор: и Кластер есть, и Граф Разумно ты используй Эссе, Ромашку, РАФТ Какие есть стратегии - возьми их, педагог! Можно увлекательный провести урок
Ты должен бороться с пассивностью и ленью, Ребят на уроке, чтобы увлечь. Каждый учитель интерес к обученью Может с помощью ТРКМ сберечь.
Творчество наших детей развиваем, Разные методы мы применяем. Конструктивную в группах работу включаем Мотивацию к новым знаниям, всегда поощряем!
Твори! Выдумывай! Пробуй! Разумное, доброе сей! Коллегам своим по работе Мы преподносим "корзину идей"!