Лекция 4. Специфика массовой коммуникации.. Определение МК Под массовой коммуникацией понимается общение больших социальных групп, которое имеет организованный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Межличностные отношения и общение. 1. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения. 2. Виды и функции общения. 3. Средства общения.
Advertisements

Определение рекламы. Под рекламой понимается целенаправленная оплачиваемая информация о товарах или услугах и об их производителях, распространяемая известным.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
Бихевиоралистская модель
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Преподаватель – канд. социол. наук, доцент кафедры офисного и культурного сервиса Селюк Е. Ю.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Массовая коммуникация в обществе: понятие, функции, структура Основные теории и концепции массовой коммуникации Виды коммуникации Массовое сознание как.
Психология формирования ученического коллектива. Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
Ермакова Е.И., мастер п/о ГОУ СПО РМЭ «ЙОТСТ» 10 ноября 2006 г.
Общение и его значение для развития индивида
СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Тема 8. Общественное мнение Многообразное социально-психологическое явление, выступающее специфическим проявлением общественного.
Стили делового общения Выполнила студентка АД – 21 Ямпольская Ирина.
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Выполнила: студентка 44 группы Специальность «Лечебное дело» Александрова Любовь Александровна Гай 2018.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
Коммуникативные универсальные учебные действия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование.
ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» «Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с ОНР» Выполнили педагоги 3 дошкольной группы. п. Павлово 2016.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Транксрипт:

Лекция 4. Специфика массовой коммуникации.

Определение МК Под массовой коммуникацией понимается общение больших социальных групп, которое имеет организованный характер и осуществляется при помощи технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории.

Особенности массовой коммуникации. 1. аудитория СМИ велика и анонимна, а зачастую и очень гетерогенна 2. источниками коммуникации являются определенные институты и организации 3. основная экономическая функция большинства СМИ – привлекать и удерживать максимально возможную аудиторию в интересах рекламодателей.

Отличия между МК и межличностным общением: МК 1. Общение больших социальных групп 2. Опосредованность общения техническими средствами 3. Социальная направленность 4. Организованный характер общения (нет спонтанности) 5. Отсутствие или отсроченность обратной связи. межличностное общение 1. Общение отдельных индивидов 2. Непосредственный контакт 3. Как социальная, так и индивидуально- личностная ориентация общения. 4. Как организованный, так и спонтанный характер общения. 5. Наличие непосредственной обратной связи.

6. Нормативность. 7. Однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей. 8. «Коллективный» характер коммуникатора и его «публичная индивидуальность» 9. Особенности аудитории: массовая, стихийная, анонимная, разрозненная, огромные размеры, неопределенность границ, разнообразие социального состава (разновидность массы). 10. Особенность сообщения: массовость, публичность, универсальность, социальная актуальность, периодичность. 11. Преобладание «двухступенчатого» характера восприятия сообщения (окончательный вывод делается после обсуждения со значимыми другими). 6. Более свободное отношение к соблюдению норм. 7. Смена направленности информации и коммуникативных ролей. 8. «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность». 9. Реципиент – отдельный конкретный человек. 10. Единичность, приватность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщения. 11. Непосредственное восприятие сообщения.

Три стороны общения в МК. 1. коммуникативная сторона – наиболее выражена. 2. перцептивная сторона –МК создает «вторую реальность», заменяя опыт непосредственного межгруппового взаимодействия и опосредует процессы межгруппового восприятия. 3. интерактивная сторона – наличие отсроченной обратной связи. В МК отдельные фазы взаимодействия коммуникатора и аудитории разъединены в пространстве и времени. Кроме того, МК создает возможности для взаимодействия больших социальных групп. Направления исследований: Анализ содержания и формы сообщений МК Анализ образа коммуникатора, характеристик аудитории, процессов восприятия сообщения. Анализ обратной связи от аудитории и реагирование на нее коммуникатора.

Формирование аттитюда - механизм воздействия СМИ. Компоненты аттитюда: когнитивный аффективный конативный

Социально-психологические механизмы воздействия идентификация, подражание внушение заражение эмпатия Внелогическое воздействие

Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее критическому мышлению. - Средства убеждения: аргументация, доказательство, обоснование, опровержение, дискуссия, формирование когнитивного диссонанса у партнера.

Суггестивные психотехнологии Подпороговое воздействие Использование методов НЛП Использование методов эриксонианского гипноза (трансовое воздействие) Использование психоаналитических методов

Приемы наведения транса речевая динамика воздействие звукосочетаниями. показ трансового поведения вызывание возрастной регрессии перегрузка сознания разрыв шаблона техника полной неопределенности и непредсказуемости искусственные и несуществующие слова техника рассеивания персеверация (повторение)

Манипуляция "вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает".

Признаки манипуляции 1) мишень – структуры психики 2) скрытое воздействие 3) воздействие, которое требует мастерства и знаний 4) способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения 5) ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении

Манипулятивные технологии в МК искажение информации: фабрикация /подтасовка фактов, манипулятивная семантика, упрощение, стереотипизация способ подачи информации: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, отсутствие альтернативных источников

Эффекты воздействия СМИ: Эффекты когнитивные: формирование установок; определение «пунктов повестки дня»; расширение представлений людей; уточнение ценностных ориентации. Эффекты аффективные: формирование чувств обеспокоенности, страха; влияние на моральное состояние и степень отчуждения в обществе. Эффекты поведенческие: активизация (или не активизация) какой-либо деятельности; направление различных видов акций (например, политических демонстраций); провоцирование альтруистических проявлений (кампании благотворительности).

Убеждение в СМИ процесс убеждения включает три этапа (К.Ховлэнд): 1. слушатели должны обратить внимание на сообщение; 2. они должны понять его содержание; 3. они должны согласиться с содержанием сообщения (принять сообщение).

Факторы эффективности убеждения (К.Ховлэнд) достоверность источника информации; вид воздействия (вызывает ли информация страх или мотивирует радиослушателя); порядок аргументации (различная эффективность воздействия одно- и двусторонних аргументов); отождествление себя потребителями массовой информации с определенными социальными группами; личностные характеристики членов аудитории

Модель вероятности сознательной обработки информации (ВСО) Р. Петти и Дж. Качиоппо Два пути, ведущих к убеждению: Центральный - требует от получателя когнитивных усилий для оценки информации. Характеристики установок: 1) доступность; 2) постоянство; 3) предсказуемость поведения; 4) устойчивость Периферический – не связан с когнитивными усилиями Простые ориентиры Использование экспертного мнения Эффект массовости

Переменные, повышающие вероятность обдумывания индивидуальная значимость медиаинформации Использование местоимений «ты», «вы» прямое утверждение заменяется вопросом, обращенным к адресату использование нескольких источников аргументации вместо одного

Периферические переменные Привлекательность источника информации. Достоверность источника. Количество аргументов. Краткость аргументов. Мнение адресата о численности других членов аудитории, согласившихся с предлагаемой позицией.