«Системно – деятельностный подход: обучение как средство формирования УУД и личностных качеств учащихся» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И. Г. Песталоцци)
Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа СДП. Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Анализ подготовительного этапа урока ОНЗ Вопросы для анализа Мотивация деятельности учащихся Стимулирование учеников к творческим действиям побуждающий диалог подводящий диалог Выявление места и причины затруднений Соответствие учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям Наличие фронтальной, групповой, индивидуальной работы
Выдвижение и проверка гипотез Наличие проблемного диалога на уроке Создание учителем проблемной ситуации и организация выхода из нее: с удивление или с затруднением ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ: Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Побуждение к формулированию учебной проблемы Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом
СТРУКТУРА УРОКА Актуализация знаний учащихся. 1) Мобилизующее начало. 2) Проверка домашнего задания с помощью кодоскопа. 3) Фронтальная беседа с целью актуализации знаний учащихся. 2. Формирование новых знаний и способов действий. 1) Сообщение темы урока, задач. 2) Знакомство с правилом умножения положительных и отрицательных чисел. 3.Применение знаний и умений на практике. 1) Решение упражнений... 2) Домашнее задание... 3) Итог урока. СТРУКТУРА УРОКА Актуализация знаний учащихся. 1) Мобилизующее начало. 2) Математический диктант с целью актуализации знаний учащихся. 3) Взаимопроверка математического диктанта. 2. Формирование новых знаний и способов действий. 1) Мотивационный этап : Сказка о богаче и о бедняке. 2) Знакомство с правилом умножения положительных и отрицательных чисел. 3.Применение знаний и умений на практике. 1) Коллективное решение упражнений... 2) Работа в парах... 3) Дом. задание... 4) Итог урока.
Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме. Решение задач с практическим содержанием, с использованием межпредметных связей. Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с использованием моделей, чертежей, таблиц и т.п. Решение задач, требующих расширение знаний по теме. Математические фокусы, задачи занимательного характера.
Решение учебной проблемы Побуждающий диалог Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Приём 1 о фактах:«Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо» Приём 2 «Сколько же в нашем классе разных мнений?» Приём 3«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?» Приём 4 «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?» Приема 5 : «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Прием 6: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?». Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?
Побуждающий к гипотезам диалог Структура Побуждение к гипотезам Побуждение к проверке гипотез Общее побуждение К любым гипотезам «Согласны с этой гипотезой? Почему?» «Как можно проверить эту гипотезу?» Подсказка К решающей гипотезе «Согласны с этой гипотезой? Почему?» «Как можно проверить эту гипотезу?» Сообщение Решающей гипотезы «Согласны с этой гипотезой? Почему?» «Как можно проверить эту гипотезу?»
Структура урока изучения нового материала: первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; указание на то, что учащиеся должны запомнить; мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); первичное закрепление, под руководством учителя,посредством прямого повторения частичных выводов; контроль результатов первичного запоминания; регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
SWOT - анализ S – сильная сторона W – слабая сторона O – мои возможности T - угрозы
SWOT Возможности (О) Угрозы (Т) Сильные стороны (S) S - OS – T Слабые стороны (W) W - OW - T