Однородные члены предложения как средство выразительности речи
Цели : помочь учащимся уяснить, что однородные члены предложения могут являться одним из синтаксических средств выразительности речи ; дать понятие о параллелизме предложений, учить находить данное средство выразительности в художественных текстах ; работать над предупреждением ошибок в речи при использовании однородных членов предложения
Какая связь может быть между однородными членами ? ( Союзная и бессоюзная сочинительная связь ) Какими способами могут быть соединены однородные члены при союзной связи ? ( Последовательно и попарно )
Прочитайте вслух два очень близких по смыслу предложения упр.4. с.11 Какое из них вы считаете более выразительным ? Чем достигается эта выразительность ? ( Парным соединением однородных членов.) Чем являются эти однородные члены с лексической точки зрения ? ( Антонимами ) Вывод : для достижения большей выразительности речи используется парное соединение однородных членов, которые по отношению друг к другу являются антонимами.
Работа по предупреждению речевых ошибок Работа по предупреждению речевых ошибок Прочитайте предложение : « Некоторые птицы и дикие гуси с наступлением осени улетают на юг ». Можно ли считать это предложение выразительным, ведь в нем использованы однородные члены ? ( Нет, так как в нем допущена речевая ошибка, объединены в один ряд видовое и родовое понятие « птицы » и « гуси ».) К сожалению, очень часто в речи встречаются подобные ошибки при употреблении однородных членов
Виды речевых ошибок Нарушение единства основания деления (« Картофель мы употребляем в пищу и в сельском хозяйстве »); объединение в одном ряду видовых и родовых понятии (« Медведи и животные леса зимой впадают в спячку »); объединение в один ряд слов, неоднородных по своем ) значению (« Армия постепенно наращивала боевую мощь военной техники и уверенность в победе »); повторение однозначных слов в качестве однородных членов (« Систематическое повторение материала дало мне крепкие и прочные знания по русскому языку »); неправильное согласование в предложениях с однородными членами (« Наш сад, роща у дороги и лес оделся ( вместо оделись ) инеем »); неверное управление при однородных членах (« композитор знакомится и внимательно изучает фольклор »); неверное употребление союзов.
Нахождение и исправление речевых ошибок в тексте Нахождение и исправление речевых ошибок в тексте Прочитайте предложения, определите характер допущенных в них речевых ошибок и объясните, как правильно должны быть построены предложения Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также зимой. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих. Я люблю читать многое : рассказы, повести, фантастику, романы, стихи. В нашем магазине можно купить канцелярские товары, карандаши, бумагу. Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья. Он потерял монету и свою надежду на новые башмаки. Мы любим и увлекаемся фигурным катанием. Зимой в выходные дни я обычно читаю, но и выбираю время поиграть с друзьями в хоккей и разные игры.
Домашнее задание : Упражнение 266, с.173 в учебнике « Развитие речи ». Прочитать рассказ В. Астафьева и написать сочинение на тему « Что я узнал из рассказа « Постскриптум » о его авторе » ( задание 2, с.175). Обязательное условие : использовать в сочинении однородные члены как одно из средств выразительности речи.
Урок развития речи в 8 кл. «Однородные члены предложения как средство выразительности речи » Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 8» села Елизаветинское Шунина Валентина Петровна